Михаил Викторович Яковлев — один из старейших актеров театра. В 2022 году отметил 65-летний юбилей на сцене театра спектаклем «Игроки». До прихода в актерскую профессию служил в армии, работал на заводе и даже санитаром в психиатрической больнице.
Сначала занимался в театре-студии «Юность» при Дворце железнодорожников под руководством Зои Александровой. Затем, в 1989 г. окончил актерское отделение Новосибирского театрального училища. В 1996 г. – заочное отделение театрального факультета Челябинского института культуры и искусства (по специальности «режиссура»). Дипломная работа Яковлева- режиссера: спектакль «Я не могу любить, я не умею…» по пьесам Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки Виктория Мещанинова).
С 1991 г. Яковлев – актер Камерного театра.
В 2009 г. присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ».
Первая большая роль Яковлева – помещик Смирнов в спектакле «Медведь. Медведь. Медведь!» по пьесе-шутке А. П. Чехова (2000 г.) вызвала внимание и положительные отзывы критиков. Владимир Спешков об этой работе актера отозвался так: «Михаил Яковлев играет своего «медведя, бурбона и монстра» с неожиданной лирической силой и редкой внятностью, очень просто. Играет, собственно, лишь то, что прописал в своем герое автор, не больше, Но и не меньше, что очень важно. Играет про одиночество, усталость, про тоску о теплом доме и любящем сердце…мужская роль оказалась главной. Что, может быть, соответствовало замыслу драматурга. Он ведь вынес в название прозвище своего героя – «Медведь». («Мужская роль», — Челябинский рабочий, 2000, 5 апреля ).
В настоящее время Яковлев – один из ведущих актеров театра. Особо удачной была его роль в спектакле «Обломов (сон)». Оригинальность трактовки образа Обломова Ирина Камоцкая обозначила так: «Героя Михаила Яковлева ленивым, безвольным и бездеятельным никак не назовешь. И дивана у него под рукой нет. Крепкий мужчина, умный и ироничный, которому требуется прежде всего, «мысли разрешить»… Не уже состоявшийся тотус, а человек, жаждущий цельности, осмысленности существования, задающийся основополагающими вопросами». («Моя «Камерата» — «Автограф», 2005, №4).
Яковлев не стремится к внешней трансформации, яркой характерности. Но только нечуткий зритель может обвинить его в повторяемости. Яковлев — мастер внутреннего перевоплощения, способный проникнуть в характер как простого крестьянина, так и человека из высшего общества.
- Хрипач Николай Власьевич, директор гимназии — «Мелкий бес»
- Широнкин Иван Иванович, жилец — «Мандат»
- Порогин — «Не уходи»
- Степан Судаков — «Гнездо глухаря»
- Дмитрич, отец Александра — «Тихий шорох уходящих шагов»
- Пэйто — «Красавица из Линэна»
- Утешительный — «Игроки»
- Фёдор — «Пленные духи»
- Дядюшка Том — «Сокровища пиратов, или цирк «Бабочка»
РОЛИ (ИСТОРИЯ):
- Черный великан – «Храбрый портняжка»
- Друг – «Археология»
- Петрушка – «Петрушка»
- Крот – «Считаем до пяти»
- Убийца – «Игра»
- Мартин – «Все мыши любят сыр»
- Дядя Митя – «Уроки музыки»
- Суслов – «Завтрак у предводителя»
- Охотник – «Зайка-зазнайка»
- Кавалер Бамбиньи – «Зеленый остров»
- Быков – «Милостивый государь, спешу…»
- Тамбурмажор – «Войцек»
- Альфред Дулиттл – «Пигмалион»
- Бродяга – «Пяток время года»
- Джо Янки – «Дорогая Памела»
- Дядя Ваня – «Женщины всегда смеются и танцуют»
- Мартин – «Фокусы кота Мага»
- Юра, Толя – «Я не могу любить, я не умею»
- Великий визирь – «Волшебная лампа Аладдина»
- Отец – «Свадьба»
- Крот – «Раз, два, три, четыре, пять…»
- Муж – «Мещанская свадьба»
- Помещик Смирнов – «Медведь, медведь, медведь!»
- Емельян Черноземный – «Квадратура круга»
- Собака – «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Василий Бок – «Конкурс»
- Бутон – «Кабала святош»
- Полботинка – «Муфта, полботинка и Моховая борода»
- Обломов – «Обломов (сон)»
- Лыняев – «Волки и овцы»
- Бык – «Бык, Осел и Звезда»
- Джек – «Все в саду»
- Ундзу – «Журавлиные перья»
- Мистер Понд – «Парадоксы преступления»
- Мефф Поттер — «Том Сойер»
- Дядя Иван — «Утюги»
- Семен Семенович — «Когда спящий проснется»
- Крот — «Белочка»
- Отец, Почтальон — «Ромео и Жанетта»
- Кирсанов Николай Петрович — «Отцы и сыновья»
- Машу — «Человек, который платит»