Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/
Зульфия Акчурина-Дзюба
Зульфия Акчурина-Дзюба

 

Зульфия Аслямовна Акчурина-Дзюба  родилась в 1960 г.

Начало творческой биографии Акчуриной восходит к 1978 г., когда, еще не имея специального образования, она поступила на работу в качестве реквизитора, а затем актрисы в Уфимский государственный театр кукол.

В 1984 г. окончила Свердловское театральное училище (отделение актеров кукольного театра) и вернулась в свой родной театр в Уфе. Однако желание попробовать себя в новом деле заставило актрису в 1989 г. принять приглашение тогдашнего руководителя Камерного театра Евгения Фалевича и переехать в Челябинск.

Вскоре главным режиссером театра становится Виктория Мещанинова. Увидев «горящие глаза» Зульфии, она начала активно «занимать» ее в своих спектаклях. Как и приглашенные режиссеры.

В 2004 г. актрисе присвоено звание «Заслуженная артистка РФ».

 

РОЛИ (ТЕКУЩИЙ РЕПЕРТУАР):

РОЛИ (ИСТОРИЯ):

  • Зина — «Тихий шорох уходящих шагов»
  • Хозяйка — «Тайна пропавшего перстня»
  • Полина – «Археология»
  • Сорока – «Считаем до пяти»
  • Женщина – «Игра»
  • Раиса – «Женитьба Бальзаминова»
  • Виолетта – «Все мыши любят сыр»
  • Нина – «Уроки музыки»
  • Эва – «Любовь до горба»
  • Зайчиха – «Зайка-Зазнайка»
  • Варенька Доброселова – «Милостивый государь, спешу…»
  • Второй подмастерье, Маргарита, Женщина – «Войцек»
  • М-с Хиггинс – «Пигмалион»
  • Айше – «Влюбленное облако»
  • Корова, Женщина – «Пятое время года»
  • Элина – «Прекрасное воскресенье для пикника»
  • Таня – «Женщины всегда смеются и танцуют»
  • Виолетта – «Фокусы кота Мага»
  • Настасья Тимофеевна – «Свадьба»
  • Сорока – «Раз, два, три, четыре, пять»
  • Жена – «Мещанская свадьба»
  • Миссис Харпер – «Том Сойер»
  • Горожанка – «Том Сойер»
  • Сергеева – «Русская рулетка»
  • Женщина – «Кошка, которая гуляла сама по себе»
  • Тамара Бок – «Конкурс»
  • Вертуха – «Хозяин забыл закрыть дверь»
  • Ася – «Тутанхамон»
  • Мадлена Бежар – «Кабала святош»
  • Морин – «Наваждение»
  • Мурзавецкая – «Волки и овцы»
  • М-с Туз – «Все в саду»
  • Корова — «Очень простая история»
  • Тинберген, учительница; Трахтенберг, соседка — «Школа для дураков»
  • Морин — «Красавица из Линэна»
  • Эми Лоуренс — «Приключения Тома Сойера»
  • Георг Дуринг — «Бах и соискатели»
  • Мисс Клара Эйнсфорд Хилл — «Пигмалион»
  • Ольга – «На пасху солнце танцует»
  • Сильвия Яловаара – «От любви ко мне»
  • Софья Львовна – «Когда спящий проснётся»
  • Сорока – «Белочка»
  • Княжна Ольга — «Отцы и сыновья»
  • Ирина Аркадина — «Чайка»
  • Мелия — «Человек, который платит»
  • Баба-Яга – «Сказ про то, как Фёдор-кузнец землю русскую от нечисти спасал»

НАГРАДЫ:

Диплом Челябинского отделения СТД РФ «Лучшая женская роль» сезона 1993-1994 гг. (Эва в спектакле «Любовь до гроба»)

Диплом фестиваля «Сцена – 2003» «За лучшую женскую роль второго плана» (Ася), «За лучший актерский дуэт» (спектакль «Тутанхамон», совместно с засл. арт. России Натальей Жернаковой)

Диплом «За лучшую роль второго плана» в спектакле «Когда спящий проснется» на областном смотре-конкурсе профессиональных театров «Сцена-2009»

2008 — Почетная грамота Губернатора Челябинской области

2010 – Государственная премия Челябинской области по разряду «Мастера сцены»

2011 – Диплом «За лучшую женскую роль» Областного фестиваля самостоятельных актерских работ (роль Женщины в спектакле «М/Ж. Пьеса про любовь» по пьесе В. Никифоровой (реж. Д. Олейников)

2014 – Грамота Министерства культуры Челябинской области «За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие профессионального искусства Южного Урала»

2015 – Благодарственное письмо Управления культуры Администрации города Челябинска

2015 – Диплом Министерства культуры Челябинской области и Челябинского государственного краеведческого музея «За активное участие в Международном фестивале современного искусства «Дебаркадер-2015»

 

Интервью от 16.11.2023.

— Вы помните, что испытывали, когда первый раз вышли на сцену? Что это был за спектакль?

— Мой первый выход на сцену состоялся ещё в детстве. Происходило это в обычном дворе. Соседи так дружили, что устраивали самодеятельные концерты. Подошла моя очередь выходить на сцену, но от ужаса я забыла всё… Все смотрели на меня, а я — на них. Я будто окаменела, и только слёзы лились градом. И чем громче я плакала, тем громче смеялись зрители. Потом вышел высокий парень, взял меня подмышку и унёс за кулисы.
Возможно, во мне до сих пор осталась та самая девочка, ведь я до сих пор испытываю волнение и трепет перед выходом на сцену. Но это всё проходит буквально через три секунды, когда ты начинаешь чувствовать зрителя!

— Есть какой-то секрет, как актёры запоминают большое количество текста?

— Какого-то секрета нет. Безусловно, актёры учат текст. Но здесь важно не просто зазубрить его, а прочувствовать. Когда режиссёр ставит спектакль, у него есть тема и решение, которое мы вместе исследуем. Каждый день во время репетиций ты работаешь над этим через мысль, пластику. И вдруг текст, который сначала был чужим, становится своим и запоминается.

— Для артиста важно, чтобы партнёр по сцене нравился, был симпатичен? Или актёры как профессионалы не замечают недостатки друг друга?

— В каждом спектакле я как в первый раз знакомлюсь с партнёрами… Мы вроде одна команда, много лет друг друга знаем, но когда выходишь на сцену, как будто заново изучаешь человека. Интересно ведь узнать, какой он сегодня, какой он в эту минуту… Изучаешь и влюбляешься в его талант, в его героя!

— Вам прекрасно удаются комедийные и драматические роли. А какой жанр Вам ближе?

— Любой жанр по-своему интересен, когда есть тема, которая именно тебя задевает. Но признаюсь, что комедия мне ближе. Даже не просто комедия, а гротеск! Меня привлекает всё сложное. Сколько бы лет мне не было, мне интересно преодолевать. А комедия и гротеск – это очень сложные жанры. И это безумно интересно играть! И вообще я хочу, чтобы люди смеялись, а герои пореже умирали на сцене…

— Артисты эмоционально выкладываются на сцене. Как Вы расслабляетесь после спектаклей, есть какой-то ритуал?

— У меня есть любимый кот Сёма. Когда я прихожу, он уже сидит на диване и смотрит влюблёнными глазами. Ждёт! Первым делом я его беру на руки, глажу, ласкаю. А он, в свою очередь, подпитывает меня своей лаской, и это помогает восстанавливать силы! Потом обязательно рассказываю мужу, как прошёл спектакль. Ведь он тоже актёр (прим. Сергей Дзюба), играл в Камерном, когда театр только зарождался, и для него это важно. Я делюсь с ним впечатлениями, своими эмоциями. И ещё наговариваю дочери голосовое сообщение. Она живёт в Турции, мы редко видимся, поэтому общаемся таким способом. А потом я, конечно же, звоню своей маме, которой 88 лет, чтобы узнать, как прошёл её день. И тогда точно успокаиваюсь)

— Как Вы считаете, что самое страшное в профессии и что хорошее?

— Самое интересное в нашей профессии – это возможность прожить несколько жизней, поразмышлять с нашими героями на разные темы. Но при этом немного страшно потерять себя, своё «я». Чтобы быть достоверным на сцене, нужно даже мыслить как твой персонаж. Поэтому важно научиться вовремя убирать, отстранять это, чтобы остаться собой.

— Самый лучший совет, который Вы услышали?

— Однажды британский актёр Пол Софилд сказал: «Актёр должен заставить публику забыть о существовании автора, о существовании режиссёра и даже о существовании актёра». Мне эта фраза понравилась. Действительно, зритель не должен видеть «швы» и отделять работу режиссёра и игру актёра, он должен видеть тему, которая волнует его, нас, любого человека. Видеть и откликаться, вступать с нами в диалог.

— Какие актрисы лично Вас вдохновляют?

— Для меня икона — Мерил Стрип. В её работах я вижу мастерское перевоплощение. Её героини всегда разные. Глубина, тема очень здорово раскрыты! И это для актрисы верх мастерства. Ещё меня вдохновляет Алиса Фрейндлих! Иногда пересматриваю фильмы, спектакли с их участием и просто подпитываюсь энергетически.

— Если бы Вы имели возможность встретиться с собой маленькой, то что бы Вы себе сказали?

— Я сказала бы: «Верь в себя, рассчитывай на себя и ничего не бойся!»