Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/
О театре
О театре

ИСТОРИЯ КАМЕРНОГО

В 1988 году актёры челябинского ТЮЗа (Театр юного зрителя — ред.) Евгений Фалевич и Людмила Барад приступили к осуществлению своей мечты – созданию в Челябинске нового театра. В этом начинании их союзниками стали актеры Зульфия Акчурина, Сергей Дзюба, Елена Исаева, Владимир Коняхин, Татьяна Пономарева, Надежда Нагдасёва и Виктор Нагдасёв.

Идею своего театра, названного Камерным, зачинатели изложили в листовке-манифесте:

«Мы, группа профессиональных актеров, убеждены, что сегодняшний государственный театр находится в творческом, профессиональном тупике… Мы ясно осознаем, что сегодня театр – номенклатурное производство, которое штампует и тиражирует свою продукцию, где главное: план, сроки, конъюнктура – спрос любой ценой. А цена слишком высока, она дорого обходится театру: обезличивается сценическое искусство, уходит профессиональная культура и, как результат, пропадает стимул к продолжению творческой жизни.

Театр, что называется, пошёл с «молотка», стал «продажным» в худшем смысле этого слова. Кажется, навсегда забыты такие понятия, как: школа, методология, ученичество, вера в художественное направление. В зрительном зале преобладает киноконцертное восприятие; безудержная погоня за массами превратила и сам театр в продукт массовой культуры. А между тем театр – не рок-концерт и не стадион, и не «киношка», и не «видик».

… Мы хотим иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных, беспокойных и ищущих, как и мы. Именно поэтому мы и назвали свой театр Камерным, а не оттого, что в своих спектаклях хотим изображать интимные чувства или замкнутый внутренний человеческий мир… Мы свято верим в самостоятельность и самоценность сценического искусства, ибо Театр – это Театр и ничто другое…»

Исторической датой для новорожденного театра стало 20 мая 1989 года. Именно в этот день (тогда ещё на сцене, принадлежавшей городскому Институту культуры) состоялась премьера «Крика лангусты» — самого первого спектакля Камерного. 
А осенью 1989-го уже было официально объявлено о старте первого «полноценного» театрального сезона.

До отъезда в Израиль Фалевич успел поставить в Камерном четыре спектакля: «Крик лангусты», «Сказ про то, как Федор-кузнец землю русскую от нечисти спасал» (до сих пор в репертуаре театра), «Храбрый портняжка», «Археология». По итогам Областного фестиваля «Театральная весна» (ныне – «Сцена») «Археология» завоевала сразу несколько наград.

Уехав в далёкую страну, Фалевичи не оставили Камерный на произвол судьбы, а передали в надёжные руки директора Алексея Пелымского и режиссера (а впоследствии – бессменного художественного руководителя) Виктории Мещаниновой, близкой основателям театра по духу и творческому направлению. Особенно ярко это подтвердил спектакль Мещаниновой «Женитьба Бальзаминова» (1992).

И сегодня творческий почерк в театре задает именно Виктория Николаевна. Её постановки Вы всегда можете увидеть на нашей сцене: «Третья голова», «Рай», «Мой внук Вениамин», «Гнездо глухаря», «Коварство и любовь» и др.

Камерному близка социальная проблематика: желание разобраться в духовных процессах, происходящих в современном обществе и сознании молодых людей.

Уникальность Камерного театра в том, что он один из самых молодых в Челябинске. И как подобает молодости – его постановки всегда экспериментальны. Отличает театр готовность пробовать себя в различных формах и жанрах.

При этом главный режиссер не забывает о потребности зрителя в хорошем юморе, занимательной интриге и интересных историях.

Кроме того, Виктория Николаевна регулярно приглашает в челябинский Камерный талантливых, нестандартно мыслящих режиссеров из других городов (Москва, Санкт-Петербург, Пермь и др.), чьи постановки «вписываются» в общую концепцию Камерного театра.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «КАМЕРАТА»

В 1992 году Челябинский Камерный театр стал инициатором проведения в городе театрального фестиваля. Всегда готовый к эксперименту, он рад приобщать  земляков к смелым, неординарным работам коллег.

Неслучайно с «Камератой» дружили известнейшие актёры – Сергей Юрский, Лев Дуров, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Борис Щербаков, звезда французского кино и театра Анни Жирардо и многие другие.

Его преданными друзьями становились такие титулованные режиссеры, как лауреат национальной премии «Золотая маска»и худрук «Театра «У Моста» (г.Пермь) Сергей Федотов. Как драматург и режиссер Николай Коляда из Екатеринбурга, основоположник «уральской школы» современной драматургии и руководитель «Коляда-Театра». Много сделал фестиваль и для открытия новых имен.

Авторитет фестиваля столь высок, дружеская атмосфера столь притягательна, что многие коллективы рады с ней сотрудничать. Раз в два года «Камерата» становится одним из главных культурных событий Южного Урала, всегда сохраняя высокое звание «фестиваля отличных спектаклей».