Спешков В "Красавица" и "Калека" // Челябинский рабочий, 2011, 5 февраля

На будущей неделе у челябинских театралов будет возможность увидеть два спектакля пермского режиссера Сергея Федотова по пьесам знаменитого ирландского драматурга Мартина Макдонаха

Первый спектакль – “Калека с Инишмана” – привезет из Перми и сыграет 10 февраля на сцене Камерного театра театр “У моста”. Режиссер Сергей Федотов – создатель и бессменный творческий лидер этого своеобразного и весьма заметного на театральной карте России коллектива. Достаточно сказать, что с 1988-го (это год рождения) театр “У моста” побывал на 90 с лишним фестивалях (сотый не за горами) в пространстве от Каира до Ирбита и собрал немало самых престижных наград. Год назад в Москве спектакль “Калека с Инишмана” (тот самый, что приедет в Челябинск) был отмечен главной национальной театральной премией России – “Золотой маской”. А уже 12 февраля сам Камерный театр сыграет премьеру спектакля “Красавица из Линэна”, над которым режиссер Федотов (он же сценограф постановки) и актеры Михаил Яковлев, Зульфия Акчурина, Мария Беляева, Наталья Жернакова, Елена Мальцева, Петр Артемьев, Дмитрий Блинков работают с середины января. Яростные (иногда ночные) репетиции не обходятся без споров, но именно из споров порой рождается искусство.

Челябинская “Красавица” – 150-й спектакль в режиссерской биографии Сергея Федотова, месяц назад отметившего 50-летие и как раз к юбилею ставшего заслуженным деятелем искусств России. Разумеется, большую половину из 150 он поставил на сцене “У моста” (это, кстати, не первый авторский театр Федотова: проходя в 1984-1986 гг. армейскую службу под Хабаровском, он организовал там единственный в своем роде солдатский театр), но есть в его режиссерской биографии еще 15 спектаклей в различных чешских театрах (есть и Национальная премия Чехии, и награда “Лучший режиссер Чехии”, и приз газеты “Пражские новости” за особый вклад в чешскую культуру), 8 – в театрах Польши, множество – на сценах Киева, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Нальчика: Восемь лет назад он поставил в Челябинском камерном “Игроков” Гоголя, и спектакль до сих пор собирает благодарные залы.

Федотова принято называть режиссером-мистиком, но важно отметить, что мистическую составляющую он ищет не в какой-нибудь коммерческой ерунде, а в драматургии и прозе Шекспира, Гоголя, Булгакова: С середины нулевых в этом замечательном ряду его любимых авторов появился ирландец Мартин Макдонах. Именно Федотов в 2005 году привез на фестиваль “Реальный театр” в Екатеринбург две премьерные постановки “У моста” по пьесам Макдонаха (“Красавица из Линэна” и “Череп из Коннемары”), открывших, что русский театр со знаменитым ирландцем – братья навек. Ярость и яркость эмоций, силу и искренность, грубость и нежность аборигенов тех ирландских островов, на которых нет даже деревьев, только земля и камень, пермские актеры играли с каким-то сокровенным знанием и нутряной силой. А сам Сергей Федотов в интервью Марине Тимашевой (“Радио Свобода”) так рассказывал про поездку в Ирландию: " : когда мы на маленьком корабле подплывали к острову Инишман, когда я увидел эти скалы, в общем, я заплакал, потому что у меня было такое ощущение, что я попал на родину, на которой никогда не был:" Еще одна цитата из той радиопрограммы, это уже авторский текст Марины Тимашевой: “Спектакль – про всех нас, калеках с забытого Богом во Вселенной острова Инишман, о том, как нас зачем-то родили, спасли от верной смерти во младенчестве, обрекли на болезни и страдания, на ненависть и озлобленность, но и на любовь, вынудили мечтать о каких-то лучших мирах, которых не было и не будет”. Те, кого цитата не напугала, просто обязаны 10 февраля устремиться в Камерный на “Калеку с Инишмана” из Перми, это (поверьте мне, спектакль видевшему) столь редкая в современном театре возможность пережить нечто настоящее.

После Федотова Макдонаха начали ставить по всей России, причем не последние режиссеры (Кирилл Серебренников, Константин Райкин, Михаил Бычков, Виктор Крамер, Вячеслав Кокорин:), больше сотни спектаклей за последние пять лет. Тем не менее любая рецензия на нового русского Макдонаха начинается или заканчивается сравнением с пермским каноном. И всегда – в пользу спектаклей Федотова.

Его челябинская “Красавица из Линэна”, как утверждает режиссер, меньше всего будет клоном пермской постановки. Да это и невозможно хотя бы потому, что одну из главных героинь пермского спектакля – старуху, ведущую изнурительное сражение с собственной дочерью и, кажется, со всем миром, в театре “У моста” играет мужчина, актер Иван Маленьких (высший класс театральной эксцентрики!). В Камерном эту роль репетируют дамы: Наталья Жернакова в одном составе, Елена Мальцева – в другом. Федотов признается, что весь его роман с Макдонахом (конца которому не видно, в апреле театр “У моста” первым в России сыграет новую, только что переведенную на русский язык Павлом Рудневым пьесу ирландца “Безрукий из Спокана”) начался именно в Челябинске: восемь лет назад, репетируя в Камерном “Игроков”, он увидел на столе у художественного руководителя театра Виктории Мещаниновой текст пьесы “Красавица из Линэна”. Так что на премьере 12 февраля круг в некотором роде замкнется. Но продолжение сотрудничества пермского режиссера и челябинского театра очень даже возможно. Во многом это зависит от качества будущей премьеры.

                                                                                                                                                                                                   

Библиотека
Новости сайта
Получать информацию о театре

454091, Россия, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 15
  Челябинский государственный драматический
"Камерный театр"

kam_theatre@mail.ru
Касса театра: 8 (351) 263-30-35
Приёмная театра: 8 (351) 265-23-97
Начало вечерних спектаклей в 18.00

 Министерства культуры Челябинской области   Год российского киноМеждународный культурный портал Эксперимент  


 

Яндекс.Метрика