«КОЗЫРЬ — НАШ МАНДАТ!»: Камерный успешно «сдал» долгожданную премьеру
11 октября на сцене Челябинского «Камерного театра» с аншлагом дебютировала эксцентрическая комедия «Мандат». Пьеса Николая Эрдмана о помещиках времен НЭПа, отчаянно пытающихся приспособиться к советской власти.
Режиссер из Перми Сергей Федотов (театр «У Моста») поставил в Камерном уже третий по счету спектакль.
Как справедливо отмечают зрители и журналисты, «Мандат» — это настоящий русский репертуарный спектакль — как, впрочем, и предыдущие два, что Федотов сделал в Камерном: «Игроки» (2002 г.) и «Красавица из Линэна» (2011 г.).
Шумный, яркий, местами ошеломительно смешной, хорошо сыгранный. Федотов не поскупился аж на три состава — показать себя есть возможность почти у всех ведущих артистов труппы.
Не случайно ещё на стадии начала репетиций минувшей весной за «Мандатом» закрепился статус одной из самых ожидаемых премьер театрального сезона 2019-20.
Павел Гулячкин, его мать Надежда Петровна и сестра Варя — из помещичьего сословия. На дворе двадцатые годы, советская власть и нэп. Варя хочет замуж за сына видного человека Олимпа Сметанича — Валерьяна, и в приданое за ней просят ни много ни мало, а настоящего родственника-коммуниста. Гулячкину кровь из носу надо стать партийным человеком, и здесь все средства хороши — даже собственноручно выписать себе партийный мандат.
Это самая настоящая комедия, чистый жанр, и артисты Камерного в полной мере реализуют в спектакле свой комедийный талант.
______________________
— Спасите женщину. Унесите этот сундук.
— Этот сундук? А что в нем такое?
— В нем все, что в России от России осталось.
— Ну, значит, не очень тяжелый.____________________________________
Разумеется, мимо премьеры не могли пройти ведущие челябинские СМИ. Не смогла и Ксения Шумина из «Челябинского обзора».
«Как всякое хорошее драматургическое произведение, «Мандат» предлагает нам вневременную историю: про человека, который упорно хочет перепрыгнуть через себя, и ради этого, по сути, от себя же и отказывается.
Не только главный герой Павел Гулячкин, а каждый персонаж, вплоть до алкаша с гармошкой, старается предстать в ложном образе! И тут неважно, у кого какая цель — выйти ли замуж, возродить Россию или стать коммунистом. Главное — стать другим. Потому что страна стала другой, а ты пока еще прежний. А от этого очень тесно и неудобно жить — кажется, что бытие буквально трещит и осыпается по швам устаревшего костюма. «Но поймите, что мы выживаем», — говорит Варвара музыканту, прося его привести на семейное застолье подставных представителей рабочего класса.
Олимп Сметанич вытаскивает из сундука то, что осталось от России (кухарку в царском платье), и надеется на возрождение многострадальной сермяжной матушки-родины. Но увы, ренессанса не случилось. Чем это отличается от умонастроений тех, кто сегодня грезит о прелестях Союза? Вот именно. Встречаются сегодня ненастоящие люди? Да сколько угодно.
Всё это делает события пьесы и настроение спектакля вполне актуальными. Хотя партийный мандат сейчас подделать, наверное, все-таки сложнее» (С).
Текст: Пресс-служба Челябинского «Камерного театра»; Ксения Шумина («Челябинский обзор»).
Фото: Марат Муллыев, Вадим Балакин.