Читайте оригинал статьи на сайте Южноуральской панорамы.
Фото: Людмила Ковалева.
В Челябинском камерном театре состоялась премьера, необычная и даже где-то сенсационная. Впервые на профессиональной сцене поставлена пьеса, основанная на событии, которое произошло здесь, на Южном Урале, всего-то десять лет назад.
Обычный февральский день в Челябинске. Обычные люди: две семьи, шесть персонажей, три поколения. В семьях сложные, противоречивые отношения, претензии у каждого к каждому. Узнаваемые адреса. Угадывается, на каком кладбище произошел кульминационный момент истории и где герои как-то по-другому посмотрели на себя, на тех, кто рядом, оценили свою жизнь и поняли, как они нужны друг другу. Все просто, никаких сложных «гамлетовских» вопросов, а зацепило и защемило. Пьеса ли хороша или актеры правильно прожили свои роли? Но зрители кричали «браво» и «молодцы», а потом ушли, каждый со своими мыслями. И вроде стало легче.
Пьеса по заказу
«Вроде легче» — именно так называется пьеса молодого драматурга Рината Ташимова, которую он написал по заказу Челябинского камерного театра, пожелавшего оригинальным образом отметить юбилей падения метеорита. Автор, несмотря на свою молодость, достаточно известный человек в творческих кругах. За плечами актерская карьера в Омске, работа в екатеринбургском «Коляда-театре», магистратура школы-студии МХАТ. Играл на сцене, ставил спектакли, снимал кино. Его пьесы не единожды становились лауреатами конкурсов и фестивалей. Он ставил, его ставили.
Одна из его пьес, «Первый хлеб», на сцене «Современника» стала поводом для скандала. Кому-то показалось, что там содержится оскорбление ветеранов, журналисты написали, что было скучно. В дело вмешивалась прокуратура. На самом деле по публикациям не очень понятна суть претензий и шума вокруг этого спектакля. Но в то, что Ринат мог написать плохую, непатриотичную или скучную пьесу, с этих пор челябинцы ни за что не поверят. «Первый хлеб» нам не удалось посмотреть, зато посчастливилось увидеть «Я метеорит». И зрители кричали «браво».
Да, пьесу переименовали. Скорее всего театру важно было подчеркнуть привязку к городу и событию десятилетней давности. Хотя главную роль космический пришелец в пьесе не играет. Просто события происходят в тот день, когда февральским утром нежданно-негаданно яркой вспышкой он пронесся над городом и упал в озеро. А взрывной волной повыбивало стекла. Остались осколки на полу, и что-то внутри нас изменилось.
Повод пересмотреть
— Сам факт астероидного метеорита нас не интересовал, — объясняет режиссер Олег Хапов. — Нас интересовало, каким образом может откликнуться в сердцах, умах и душах людей это падение, может ли оно послужить триггером для каких-то изменений внутри человека. Для нас есть некое событие, которое служит поводом совершить перепросмотр своей жизни.
— Это добрая история?
— Надеюсь. Хотя «доброе» — это не совсем то слово. Если касаться сущностных изменений, любые трансформации с человеком происходят через слезы, пот и кровь. К сожалению, это так. И когда вы отпускаете от себя какую-то обиду по-настоящему (не просто в Прощеное воскресенье говорите: всех прощаю, а делаете это искренне), с вами что-то происходит хорошее. Не с теми, кого простили, а с вами. И вот этот момент, если можно назвать добрым, то да. А можно и какое-то другое слово найти для этого состояния. Мне пьеса очень нравится.
— А говорят, современная драматургия хромает?
— Хромает, но это не тот случай.
Метеорит — это дед пропал
— Мой персонаж Костян — обычный парень, водитель автобуса, — рассказывает актер Александр Сметанин. — Дед у него тоже был водителем автобуса. В спектакле Костян с отцом даже едут на старом дедовском автобусе, ищут деда, который пропал, испугавшись взрыва. У Костяна есть понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. И он в этом «хорошо» и «плохо» пытается существовать. Для него нет понятия «отец». Его не было в детстве, когда он его ждал. И в нем идет борьба: нужен ли сегодня ему отец. На самом деле очень многослойная работа получилась. Метеорит — как знак для принятия решения. Иногда бывает уже поздно, родители уходят. Пока этого не случилось, надо простить и надо ответить на все вопросы. Для меня метеорит — это «дед пропал». Хотя он мог пропасть даже без метеорита, у него деменция. Я же говорю, что история многослойная. Это две семейные драмы, которые каждый увидит под своим углом. Кто-то будет следить за одним, а кто-то за другим. Это пока премьера, спектакль будет жить, и над ним хочется еще работать: думать и глубже его понимать. То, что мы показываем сегодня, это наши мысли в данный момент и наше понимание этого материала сейчас.
Чтобы быть вместе
— Я играю бабушку, ее зовут Марта, — рассказывает актриса Елена Мальцева-Корзухина. — У меня есть дочка и внучка. Бабушка замечательная, которая за семью и которая хочет внимания. Она отчасти придумывает свою историю, чтобы все собрались и были вместе. Очень узнаваемый сюжет. Суть в том, что надо друг друга любить, слышать друг друга. Все как в жизни! А метеорит, он опосредованно повлиял на каждую семью. Это событие, которое случилось вдруг, внезапно, ниоткуда. Как в случае, когда человек болен и он понимает, что ему немного осталось, происходит переоценка ценностей. Он по-другому смотрит на семью, на людей, на мир вообще. И метеорит в каждом из нас сыграл свою роль. Я не знаю, насколько он повлиял на меня. Но встряска была точно. Я понимала, что все могло быть гораздо хуже. Осознание этого, конечно, выпрямляет спину. Надо как-то осторожнее относиться к себе, к жизни, к родным, к другу. Пьеса замечательная! Она такая теплая и добрая. Там очень хороший язык. Работать над спектаклем было очень интересно.
— Автор назвал пьесу «Вроде легче», она оправдывает это название?
— Я надеюсь, что да. Спектакль откроет новые мысли, новые чувства. И после этого, я надеюсь, станет легче. Всегда легче, когда ты проходишь какой-то этап, отвечаешь на вопросы и освобождаешься. Спектакль должен быть живым и легким. И, мне кажется, он получит отклик у зрителя.
Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией
Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном
Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.