Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

«Игра в престолы». Чем хорош новый спектакль Челябинского Камерного театра «Макбет»

Автор: Ксения Шумина.

Читать оригинал на сайте «Челябинского Обзора»

Нет ничего проще, чем замахнуться на Вильяма нашего Шекспира. Особенно в 2020 году, когда вместе с ковидом пространство рядом с Россией потихоньку подтачивает вирус политического нездоровья. В Камерном театре зрителю напомнили: Макбет не одинок в своей сумасшедшей любви к власти — примерно об этом же самые популярные саги XX и XXI века.

Пьесу «Макбет» экранизировали и ставили на сцене несчетное количество раз — среди постановщиков, например, не нуждающиеся в представлениях Акира Куросава и Роман Полански. Последний весьма удачный опыт — фильм Джастина Курзеля 2015 года выпуска, в котором потрясающие Майкл Фассбендер и Марион Котийяр играют классическую трагедию с глубоким эротическим подтекстом на фоне кроваво-красной Шотландии, залитой пыльным солнцем. Этот фильм — настоящее мясо, о котором, собственно, и писал великий драматург.

Нестрашные трупы на полях сражения в Шотландии

В спектакле Камерного театра, поставленном питерским режиссером Дмитрием Турковым, нет ни настоящих драк, ни липкой крови. Тут убивают, смахнув корону с головы, а умирают, просто упав за подмостки. Здесь все немножко понарошку — это трагедия в оболочке фарса; театр в театре; история, рассказанная от лица самого Шекспира. Его — очень убедительно — играет Дмитрий Блинков, артист, которому природа отсыпала харизмы с горкой. Перед началом спектакля он поздравляет зрителя с тем, что наконец-то смягчили ограничительные меры и залы вновь заполняются живыми людьми. Ну как тут не вспомнить, что именно в карантине из-за чумы Шекспир придумал не только сюжет «Макбета», но и другой великой трагедии — «Короля Лира»? Кстати, в спектакле прозвучит не только текст «Макбета» — найдется место и для реплик из «Гамлета» и «Генриха V». Там тоже примерно об этом же: как власть губит человека.

Дмитрий Блинков в роли Шекспира

Впрочем, трагедия в «Макбете» будет после антракта, а начинается спектакль Камерного с вполне веселой ироничной ноты. Мы видим почти пустое, стильное сценическое пространство и шикарную световую картинку; великие полководцы и король Дункан вызывают смех, а сам гламисский тан Макбет — недоумение из-за странного образа: модные густые брови и пушистая накидка на плечах. Ведьмы-предсказательницы обвиваются вокруг шестов, похожих на стрип-стойки. Непрерывным фоном звучит хорошая электронная музыка. Призрак Банко ходит в красной шапочке. Вместо трупов — куклы в кетчупе, а вместо тяжелых лезвий герои помахивают чем-то очень похожим на световые мечи из «Звездных войн» — саги, в которой уже больше сорока лет тоже постоянно борются темные и светлые силы. Кстати, и костюмы персонажей несколько напоминают облачения имперских штурмовиков — белое на белом (скрывающее зло).

Декорация в форме лестницы — символа власти и карьерной одержимости

Очевидно и ожидаемо напрашивается и сравнение сюжетной линии с пресловутой «Игрой престолов» — интриги, злодейство и почти все умерли в финале. Власть как наркотик — тема, бездонная для драматургов и сценаристов, и черпать из этого колодца будут всегда. Разница лишь в количестве умерших и литров пролитой крови.

Петр Артемьев в роли Макбета

Приближая таким образом «древнюю» пьесу к широкому зрителю и умело играя «зашитыми» в картинку узнаваемыми образами, постановщик и артисты при этом не забывают, что все-таки делают настоящую трагедию. Действо неумолимо и последовательно движется от смеха — к слезам, от воспаленных надежд — к разочарованию, от легкости бытия — к внутреннему аду. Петру Артемьеву досталась очень сложная и очень желанная для любого артиста задача — пройти путь от ведомого, опьяненного победами мальчика до мужчины, полностью сломленного жаждой власти. Марина Гез в роли леди Макбет проживает историю от амбициозной жены полководца до сошедшей с ума королевы. А расстановка сил в этой парочке остается той же, что была и у Шекспира: все зло — от женщины. Очень актуально в эпоху #MeToo.

Марина Гез в роли леди Макбет

Очень легко свести такую постановку к политическому высказыванию — достаточно вспомнить, чем пестрят ленты новостей последний месяц. Но все же спектакль Камерного, как и пьеса Шекспира, не о политике, а о глубине человечности и бесчеловечности. А то, что эта мысль упакована в пеструю, подчеркнуто театральную обертку — здорово. Без игры наша жизнь — «сказка в пересказе глупца, она полна трескучих слов и ничего не значит». Так говорил сам Макбет, а уж он-то знал в этом толк.

 

 

 

Читайте также:

В Челябинске сыграли премьеру про ад под одной крышей

Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова поставила спектакль по знаменитой советской пьесе.

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений.

В Челябинске сыграли премьеру по Мольеру «Лекарь поневоле»

Камерный театр поставил музыкальный фарс в стиле итальянского уличного театра

Спектакль о «Загадочной русской душе» и её «мелких бесах»

В рамках декады спектаклей выпускников Казанского театрального училища, приуроченной к 100-летию КТУ, в Казань привезли «Мелкого беса»