Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

Моргулес И

Времена, предстающие перед зрителями в двух недавних премьерах Камерного театра, отделены двумя с половиной веками.
В «Распутнике» драматург сделал героем своей пьесы личность историческую: философа, поэта, писателя, энциклопедиста, просветителя Дени Дидро, жившего и творившего в восемнадцатом веке. Персонажи пьесы «От любви ко мне» — наши, как принято говорить, современники, люди рядовые, ничем особым не выделяющиеся.

Драматурги ныне здравствующие, то есть люди, смотрящие на жизнь с современных позиций, в какой век не поселили бы они созданных ими персонажей.

Автор «Распутника» — хорошо знакомый челябинцам Эрик-Эммануэль Шмитт, французский драматург, очень популярный в современном театре. В нашем городе театры испытывают к нему особую симпатию. В академической драме одновременно идут его «Оскар и Розовая Дама» и «Тектоника чувств», теперь вот и на афише Камерного это имя появилось.

Впрочем, у нас не единственный такой случай залпа любви к современным французским драматургам. То возникает процесс «камолетизации», когда и театр имени Н. Орлова, и НХТ представляют свои постановки по пьесам Камолетти, то пьесу Ива Жамиака «Месье Амилькар платит» практически одновременно предлагают челябинцам тот же академический театр имени Н. Орлова и Камерный.

Беды в этом нет, пьесы крепкие, мастерски скроенные по хорошим моделям: современным французским драматургам есть чему наследовать, по чьим стопам идти. Выбор богатый.Что же касается финского драматурга Анны Крогерус, автора пьесы, ставшей еще одной премьерой Камерного — «От любви ко мне», то это финский драматург, для нашей публики лицо новое.

Своего Дени Дидро (именно своего, потому что Э.-Э. Шмитт, защищавший по творчеству великого просветителя докторскую диссертацию, лишь отталкивается от фактов его биографии, отдаваясь прихотям творческого воображения) драматург представляет зрителям, когда тот в цейтноте. Срочно надо написать статью на тему «Мораль» для энциклопедии и очень хочется обольстить прелестную и умную художницу, захотевшую написать его портрет. Одно, естественно, мешает другому… А тут еще жена с ее ревностью, юная девица с ее претензиями на внимание взрослого мужчины, дочь, у которой свое право на внимание отца.

В круговерть в духе лучших французских комедий положения умело вплетена совершенно серьезная основа: спор двух ярких, друг друга стоящих личностей о том, что есть любовь, как отличить ее от игры, в чем именно наслаждение от любви, что допустимо в противоборстве двоих, а что — аморально.

Все это весело, не назойливо, сплетено, как тонкое кружево. И никакой назидательности.В пьесе Анны Крогерус речь идет о том же, но чем-то напоминает она решение математической задачи. Дано: новые соседи у добропорядочной, с устоявшимся обиходом семейной пары. Что изменилось? К чему ведут новые взаимоотношения? Как понять: это любовь или мимолетные эпизоды?

Стандартно образованные, успешно нашедшие свои места в системе общепринятых ценностей и продвигающиеся по их шкале, не озабоченные финансовыми проблемами, эти люди теряются, когда в жизнь врывается что-то не предусмотренное размеренностью существования.

А тут еще дочь-подросток, у которой, как выясняется, есть своя жизнь, свои нешуточные для ее возраста проблемы…

Это пьеса довольно типичная для общества, где привыкли, что с любым намеком на проблему надо обращаться к психоаналитику, не затрудняя себя осмыслением собственной жизни.

И драматург, как психотерапевт, объясняет зрителям, что происходит с персонажами, какие комплексы и страхи мучают их, как от них избавиться. Главное — не запускать болезнь.

Вот такие два совершенно разных, но оба разговаривающих со зрителем «о странностях любви» спектакля предложил нам Камерный театр в конце прошлого и начале нынешнего сезонов.Возможно, был бы смысл сделать темой этой рецензии то, как воплощают взаимоотношения между мужчиной и женщиной Эрик — Эммануэль Шмитт и Анна Крогерус. Но тут, наверное, зрители сами решат, что им ближе: увлеченность любовной дуэлью людей восемнадцатого века или сосредоточенная резекция, которой подвергают себя люди века двадцать первого.

Подзаголовок пьесы «Распутник» — «плутовское представление из французской жизни». Это представление постановщик — заслуженный деятель искусств России Виктория Мещанинова, сценограф и автор костюмов Сергей Александров, режиссер по пластике Елена Красильникова дают на фоне старинного гобелена и экрана, на котором возникают фигурки, напоминающие севрские статуэтки. Костюмы, особенно дамские, — кружева, кринолины и прочее. Очень красивый спектакль, неистощимо изобретательный в мизан-сценах, азартно напряженный в диалогах, из которых только и состоит пьеса.

В «Распутнике» радует чувство меры. Чуть перехлестни режиссер и актеры, получилось бы что-то фарсовое, порой безвкусное. Но, к счастью, не случилось.

Удовольствие, с которым артисты погружаются в волны этого спектакля, не может не передаться залу. Очень хороши в дуэте Петр Артемьев (Дидро) и Елена Евлаш (авантюристка Анна-Доротея Требуш), неожиданна в новом амплуа Елена Мальцева (Антуанетта Дидро), точно улавливают стилистику спектакля Виктория Бухарина (Анжелика), Татьяна Кучурина (Мадемуазель Гольбах), Дмитрий Блинков (Бароне).

У спектакля «От любви ко мне» тоже есть подзаголовок — «Особенности любовной лексики». Поставлен спектакль режиссером Олегом Хаповым и художником Олегом Петровым. Здесь другой театральный язык, иная стилистика: лаконичность, строгость и при этом свобода для зрительского домысливания.

Возможно это было бы несколько монотонным, если бы не найденные режиссером и художником приемы для воплощения моментов страсти, неожиданно обжигающих персонажей спектакля. Но это — яркие находки.

И здесь тоже серьезные актерские работы. Особенно хороша заслуженная артистка России Зульфия Акчурина, которая выходит в роли девятилетней девочки, не стараясь выглядеть на этот возраст, но так убедительно передавая чувства ребенка, что мы видим и понимаем ее Сильвию — девочку из благополучной семьи, которой, тем не менее, так не хватает понимания и любви.

В непростой стилистике спектакля точны и остальные его участники — Алина Тягловская (Теа), Дмитрий Блинков (Лаури), Мария Беляева (Саана).

Вот ведь какой богатый Камерный театр: в двух премьерах мы увидели восемь артистов, и все достойно работают. А ведь есть еще и другие…

Достойное начало сезона. Каков будет разгон?

Читайте также:

В Челябинске сыграли премьеру про ад под одной крышей

Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова поставила спектакль по знаменитой советской пьесе.

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений.

В Челябинске сыграли премьеру по Мольеру «Лекарь поневоле»

Камерный театр поставил музыкальный фарс в стиле итальянского уличного театра

Спектакль о «Загадочной русской душе» и её «мелких бесах»

В рамках декады спектаклей выпускников Казанского театрального училища, приуроченной к 100-летию КТУ, в Казань привезли «Мелкого беса»