Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

Наш слон или не наш? Камерный театр поставил столетнюю трагикомедию о русской мечте, актуальной и поныне

Читайте оригинал статьи на сайте Комсомольской правды

Автор: Павел Пономаренко. Фото: Марат Муллыев

 

Герой пьесы нашел золотого слона, но лишился покоя и никак не может обрести счастье.

 

Новый сезон в челябинском Камерном театре открылся постановкой пьесы «Слон». Язвительная трагикомедия о колхозной жизни была написана почти сто лет назад, в начале 1930-х годов драматургом Александром Копковым. Но при жизни автора пьеса ни разу не была поставлена на сцене — рисовать такими красками советскую деревню было уже неприемлемо для набиравшего силу «социалистического реализма».

 

Отметим, что для Камерного театра это уже не первый опыт вольного и смелого диалога с советским прошлым. Чего стоит наделавшая шума пару лет назад постановка «Как мы хоронили товарища Сталина» — столь же «зубастая» комедия, в которой пытливый зритель мог разглядеть и реверанс в сторону реалий современной России. Дело доходило даже до пикетов у дверей театра.

 

Сюжет комедии «Слон» не столь провокативен — он, скорее, фантасмагоричен и напоминает детскую сказку, по крайней мере, своей завязкой. В колхозе со сказочным названием Светило крестьянин Гурьян Гурьяныч Мочалкин неожиданно исчезает из родного дома, чтобы вскоре вернуться с подарком судьбы — слоном из чистого золота с бриллиантовыми глазами, который «стоит мильон». И сразу же вокруг находки начинают кипеть совсем не детские страсти.

 

Записавшийся было в партию большевиков Мочалкин наотрез отказывается сдать слона на нужды колхоза «без всякого эффекту», вопреки давлению председателя и партийных агитаторов. Себя и свою семью он, фактически, делает заложником слона. Гурьян запирается с домочадцами в избе, держит с берданкой осаду от односельчан, и, не придумав, как распорядиться богатством в реалиях колхозной жизни, погружается в грезы.

 

Без пяти минут большевик Мочалкин то мечтает о возвращении на престол царя, то порывается бежать со слоном за границу. Так мы узнаем, что и сто лет назад Америка казалась русскому человеку «землей обетованной», где возможно любое чудо — вопрос лишь в цене. Но не все гладко и в вожделенной Америке: от односельчанина Мочалкин узнает слово «кризис». И что на русский язык оно переводится как «гроб». Мужик рвется уже куда угодно, лишь бы со своим сокровищем под мышкой, и в итоге пытается улететь туда, где нет ни колхозов, ни кризисов — в космос.

 

Комедия, над которой поработали театральные деятели из Санкт-Петербурга, несмотря на мрачноватые декорации, получилась яркой, азартной и по-настоящему смешной, с простым и хлестким народным юмором. Но при своей всей простодушной ироничности, «Слон» — это еще и притча с тонкими духовными и культурными отсылками, затрагивающая темы частного и общественного, искушения и любви, богатства и алчности, дающая зрителю подумать о том, что важнее — семья или деньги.

Читайте также:

Наш слон или не наш? Камерный театр поставил столетнюю трагикомедию о русской мечте, актуальной и поныне

Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией

Ирина Галаева: «Ну да, я свихнутый на театре человек. И мне это нравится»

Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном

Деревенская трагикомедия

Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.

В Челябинске впервые ставят запрещенную в советское время пьесу