Необычно начал свой свой пятый сезон Камерный театр – в конце января. Причина – затянувшаяся реконструкция. Однако творческий коллектив даром времени не терял – готовил спектакли, готовился к фестивалю «Камерата», которым вчера и открылся новый сезон. А о том, какими премьерами порадует челябинцев Камерный, о его планах на будущее рассказывает художественный руководитель театра Виктория Николаевна Мещанинова.
— Мы встречаем сезон четырьмя премьерами. И первый в их списке да и афише — моноспектакль «Мертвые души» по Н. Гоголю а исполнении Александра Филиппенко. Автором инсценировки и постановки является Марк Розовский, но специально для нашей сцены подготовлена новая редакция спектакля. Декорации к «Мертвым душам» сделаны в мастерских театра «Современник».
Спектакль этот был показан я ноябре на сцене Магнитогорского драмтеатра в дни фестиваля драматических театров, посвященного 60-летию театрального искусства Магнитогорска, и уже достаточно высоко оценен магнитогорцами. Я считаю, что эта работа А. Филиппенко найдет признание и у челябинских зрителей, а творческое сотрудничество со столь талантливым, именитым артистом представляется мне чрезвычайно интересным и полезным как для самого Камерного, так и для города.
Пьесу итальянца А. Николаи «Любовь до гроба» поставил уже известный в Челябинске по созданному им спектаклю «Уроки музыки» Л. Петрушевской московский режиссер Юрий Горин в содружестве с главным художником театра Сергеем Александровым. В пьесе три действующих лица, но проигрываемая ситуация полуреальна-полуабсурдна, что дает возможность режиссеру пополнить мир своего спектакля персонажами-фантомами, у автора предполагаемыми, а в сценической интерпретации обретающими зримый образ.
Два спектакля поставлены мною: это сказка С. Михалкова «Зайка-зазнайка» (художник С. Александров, композитор С. Бережное), которую мы показывали в дни новогодних каникул на сцене Дворца культуры металлургов, и водевиль Ф. Кони «Принц с горбом, бельмом и хохлом», который в афише будет называться «Зеленый остров». Об этой работе хочется сказать особо. Мы обратились к водевилю с надеждой вернуть в театр праздник, который, как нам кажется, из него ушел. Мы разучились работать с таким материалом и, пробуя себя в нем, пытаемся создать авторскую редакцию по жанру — водевильное представление, в котором способом существования является жанровая эклектика, высокая романтика соседствует с эксцентрикой, а лирика с трагифарсом. Этот же прием обусловил и оформление спектакля (художник С. Александров).
А отсюда и универсальная подача образа — маска, она пришлась как нельзя кстати в этом декоративном сказочном мире, который располагает и к шуткам, ерничеству, и к глубине размышлений. Работая над водевилем, мы преследовали одно — праздник себе и окружающим должны делать мы сами.
— Уж коль коснулись праздничкой темы, то, пожалуйста, несколько слов о программе фестиваля «Камерата», традиционно открывшего вчера театральный сезон Камерного?
В фестивальной афише — наши премьеры, репертуарные спектакли и представление «Эти свободные бабочки» по пьесе Л. Герша наших гостей из Магнитогорского драмтеатра. Немного позднее к нам приедет Открытый Московский театр под руководством Юрия Волкова со спектаклем «Марина». На фестиваль приглашены гости актеры, режиссеры, художники, критики, искусствоведы из Москвы, Оренбурга, Екатеринбурга, Магнитогорска.
В программе фестиваля кроме спектаклей предусмотрены творческие вечера, встречи с критиками, разговоры о театре, обмен мнениями и просто общение, творческое, человеческое, которого нам так не хватает.
— А теперь несколько слов о перспективах — над чем театр будет работать, с какими героями, пьесами встретятся челябинцы на его сцене?
12 февраля к репетициям приступает режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького Николай Черкасов. Он будет ставить у нас спектакль по собственной инсценировке «Бедных людей» Ф. Достоевского. Выпуск намечен на 25 марта» Сроки до предела сжатые, и работа предстоит напряженная.
В конце февраля я начинаю работу над спектаклем «Завтрак у предводителя» по пьесе И. Тургенева с художником из Санкт-Петербурга Ольгой Герр. Выпускать его собираемся в мае.
— Спектакли — основная «продукция» театра, которую создают все, но, кроме этого, у вас, главного режиссера, еще много повседневной работы, а значит, и связанных с ней проблем.
Особенно бытовых: у театра всего две гримерки, в которых с трудом помещаются актеры, и просто стыдно бывает перед приглашенными за нашу коммунальную убогость. Поэтому труппа пока останется немногочисленной, хотя новые акторы нужны, нужна соревновательность, неожиданность и «свежая кровь».
За два года борьбы за выживание, а главным было не дать театру погибнуть, создать организм, способный функционировать, нарастить репертуар, мы кое-чего добились: пусть тесный, но есть свой угол, есть зрительный зал, сцена, где можно работать. Теперь перед нами следующие задачи — обретать стабильный профессионализм, выходить на качественно иной уровень творчества, добиваться, чтобы режиссура и актеры не тиражировали себя, а стремились к совершенству. Сейчас у театра есть три творческие группы: драматическая, хореографическая и музыкальная, которые мы хотим объединить в одном спектакле. Уже есть для этого материал, и думается, что в следующем сезоне наше «Театральное кабаре» увидят челябинцы. А сейчас нам всем важно встретиться со зрителями, чтобы вернуть творческую рабочую форму. Театр жив только тогда, когда у него есть зрители. И мы делаем все возможное и даже невозможное для того, чтобы наша затянувшаяся встреча состоялась.
Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном
Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.
Её представят уже в сентябре.