Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

В Челябинском Камерном театре сыграли «Кровавую свадьбу» Гарсиа Лорки

Автор: Лариса Барыкина. Фото: Марат Муллыев.

Читать оригинал на сайте «Российская газета»

Неожиданное приглашение в Челябинский Камерный театр обернулось целым ворохом впечатлений. Для начала — сам театр, в котором, конечно, приходилось бывать, но давно: он показался живым, энергичным, с очень теплой внутренней атмосферой. И что очень важно — его любят в городе.

Лидеры Камерного — известный режиссер Виктория Мещанинова, своего рода, гранд-дама российского театра, и директор Илья Коломейский, молодой, амбициозный, с крепкой менеджерской хваткой — составляют вполне гармоничный тандем. В их планы веришь безоговорочно, и известный в России фестиваль «Камерата» — тому подтверждение. А спектакль, ради которого я приехала, изначально выглядел рискованной затеей. «Кровавую свадьбу» Федерико Гарсиа Лорки, пожалуй, самую известную пьесу испанского поэта, режиссер и хореограф Лариса Александрова перевела в формат кросс-жанрового спектакля. Актеры в ее destino-опере (роковая опера, опера судьбы) — говорят, поют и танцуют, и трудно сказать, что является тут главным. Режиссер уже делала в Камерном подобного рода синтетические постановки, а в Екатеринбурге многие помнят ее «Анри» в Музкомедии. Спектакль, полифоничный и не одномерный, был посвящен Тулуз-Лотреку и обозначен как horus-балет. И в этот раз у нее была непростая задача, зато отличные единомышленники. Музыку, уже не впервые для спектаклей Александровой, сочиняла композитор Марина Собянина, которая училась и живет в Европе. В ее музыке есть нерв и страсть южного Средиземноморья, ритм и гитарные наигрыши фламенко, есть гортанное пение (иногда вполне себе смахивающее на русский истошный плач), но, слава богу, нет конфетно-лубочной Испании с нарядными оборками. Рифмуется с музыкой и суровый минимализм сцены (Сергей Александров), прекрасно и сложно освещенный Иваном Виноградовым.

По мысли авторов два акта контрастируют между собой. Первый развивается, как лихо закручивающаяся пружина, в яростном темпо-ритме. В нем доминирует черный цвет с вкраплениями красного. Второй совсем другой — монохромный, медитативный, предельно условный, с происходящим то ли во сне, то ли в бреду, как сквозь дымку. Перевод сюжета из насыщенного нарратива в поэтическую плоскость не обходится без потерь, кажется, что не хватает мощной кульминации, пока второй акт проигрывает в степени напряжения и актерской отдачи. Но зато Александрова как всегда виртуозно работает со сценическими аксессуарами, превращая их в мощные метафоры: чего стоит только шлейф-фата невесты, который трансформируется то в лунную дорогу, то в саван. Труппа в целом неплохо справляется — со сложностью универсальных задач, с пением, пластикой, с созданием общей атмосферы и лепкой конкретных образов персонажей трагедии Лорки. Глаз и ухо выделяет Марину Гез в роли Жены Леонардо, ведущую свою тему стойкой жизни в нелюбви. Хороша и пластична Татьяна Кучурина — Невеста. Роль Матери, поделенную на двух артисток (героиня в реальности и ее альтер-его, дух, смерть…), достойно проводят опытные Зульфия Акчурина-Дзюба и Мария Беляева. Показалось, что женская часть Камерного театра вообще чуть сильнее и разнообразнее мужской, впрочем, не забыть и свадебного пляса Отца Невесты — Петра Артемьева. Ритм и музыкальное течение спектакля находятся в надежных руках Ивана Еланцева, его гитара плюс пара «живых» инструментов (колесная лира, виолончель), плюс фонограммы вместе с пением актеров создают затейливый саунд.

Нет сомнений, что в Челябинске появился заметный спектакль эксклюзивного толка. «Кровавая свадьба» — популярное название с извечной, всегда актуальной темой здесь обернулось современной и сложносочиненной постановкой, взывающей к сильным эмоциям и ощущениям, которых нам в жизни не всегда хватает. По своему формату этот спектакль тоже вписывается в нынешний театральный тренд постановок, нарушающих границы чистых жанров и смело миксующих разнородные элементы.

Читайте также:

Алексей Текслер наградил представителей сферы культуры и искусства Южного Урала государственными премиями Челябинской области

За высокое профессиональное мастерство, заслуги в развитии культуры и искусства Челябинской области губернатор Алексей Текслер вручил дипломы

Это Челябинск: Камерный обновляется. В театре открыли малую сцену
Ирония судьбы или возвращение к самому себе: комедия с переворотом в психиатрическую драму предстала на сцене Камерного театра

В челябинском Камерном театре прошла премьера пьесы «Кто такой мсье Шмитт?»

Наш слон или не наш? Камерный театр поставил столетнюю трагикомедию о русской мечте, актуальной и поныне

Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией