Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

Виктория Мещанинова: «Театр никого еще ничему не научил»

Читайте оригинал на сайте Южноуральской панорамы

Автор: Екатерина Сырцева. Фото: Вячеслав Шишкоедов.

21 и 22 апреля в челябинском Камерном театре состоится премьера спектакля «Мой внук Вениамин» по пьесе Людмилы Улицкой. Драматический текст лауреата Букеровской премии на челябинской театральной сцене будет воплощен впервые. Жанрово авторы спектакля определяют постановку как анекдот. Хотя темы поднимают далеко не анекдотичные: еврейский вопрос, конфликт отцов и детей, личностное становление, сложности человеческих взаимоотношений.

Спектакль обещает быть ярким, музыкальным, пластичным. Специально для постановки был организован оркестр, что для Камерного театра не в новинку. А вот туба прозвучит здесь, на сцене театра, впервые. Пластический рисунок придумала и реализовала хореограф Лариса Александрова, которая довольно давно сотрудничает с челябинскими артистами.
Накануне премьеры в перерыве между репетициями и приготовлениями нам удалось задать несколько вопросов главному режиссеру Камерного театра Виктории Мещаниновой, которая выступила постановщиком спектакля.

— Почему вы взяли именно этот материал?
— С одной стороны, я крайне трепетно отношусь ко всему, что делает Людмила Улицкая. С другой — и у меня, и у труппы театра, которая задействована в работе над спектаклем, есть ощущение, что эта пьеса, написанная достаточно давно, своевременна. Это емкий, небезынтересный повод для диалога со зрителем. Это история о жизни, о том, почему так сложно построить взаимоотношения с миром, с другими людьми; о том, как мы способны и созидать пространство жизни, и разрушать его; о том, почему в нужный момент мы не способны отступить, пойти на компромисс, проявить здравый смысл. Мир сейчас не находится в диалоге. Он весь в злобе, ругается, кричит. Поэтому нам всем надо остановиться, посмотреть друг на друга и попробовать понять и принять других. Эти идеи есть в этой пьесе Людмилы Улицкой. Сюжетно в основе спектакля — семья, мать, бесконечно любящая своего сына. И так сильно она его любит, что сын вынужден уехать, потому что задыхается от этой любви. У каждого свой путь, своя судьба. Мы все разные. И нужно уметь жить в этом разном мире.

— Вы сказали, что сейчас время, когда люди обозлились. Поменялось ли от этого понимание любви, потребность в любви, способность ее проявлять? Или это такая сила, которая неподвластна происходящим процессам?
— Конечно, любовь — это стихия, это наш эмоциональный мир. Но, по моим ощущениям, сегодня любовь загнанная, задвинутая на второй план. Любовь порой делает человека слабым. При этом она вообще-то предполагает наш труд, усилия. Но мы же эгоистичны. Сейчас время одиночек, прагматиков. Время тотального одиночества. Собеседником стал интернет. В реальном же мире на человека нужно потратить силы, он должен быть интересным, его нужно завоевать. Вот здесь-то и нужна любовь.

— На этом пути, пути любви, есть правильные и неправильные поступки?
— Конечно, есть. Вся наша жизнь — череда ошибок. Но каждый имеет право на ошибку. Это тоже опыт нашей жизни. Очень важно, как мы из этой ошибки выйдем, сможем ли мы применить здравый смысл и исправить ситуацию. В этой истории любовь разрушает. Мать безмерно любит своего сына, но она выклевала ему мозг, задушила своей любовью. Сможет ли она понять степень своей любви и вернуть то, что дорого? Вот здесь-то и нужен здравый смысл.

— Что для вас важно в работе со зрителем?
— Театр никого еще ничему не научил. И не должен. Рассчитывать, что зритель, посмотрев спектакль, уйдет другим, не стоит. Важно, если он просто войдет в диалог с театром и после спектакля, вернувшись домой, вспомнит, где только что был и что видел. Театр — это всегда повод заставить собеседника что-то почувствовать, о чем-то подумать. Если это происходит, значит, цель наша достигнута. Театр не должен ни учить, ни поучать. Мы сами должны учиться на собственных ошибках. Нам нужно думать, и думать очень ответственно, о себе, о своей семье, о мире. А ответственность сегодня никто не хочет на себя брать. Поэтому мы все кричим, ругаемся, находимся в состоянии войны. Человечество в этом плане переживает какое-то детство. Пора повзрослеть человечеству.

Читайте также:

Наш слон или не наш? Камерный театр поставил столетнюю трагикомедию о русской мечте, актуальной и поныне

Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией

Ирина Галаева: «Ну да, я свихнутый на театре человек. И мне это нравится»

Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном

Деревенская трагикомедия

Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.

В Челябинске впервые ставят запрещенную в советское время пьесу