Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

Ефремов В

Актеры трех челябинских театров отметили 20-летие падения Берлинской стены литературно-дискуссионным вечером в «Знамени»

Призрак свиного гриппа и реальный снегопад никого не заставили остаться дома. Зрительный зал кинотеатра «Знамя» на Кировке был полон. Как раз в этот вечер 20-летие падения Берлинской стены в столице Германии отмечали Ангела Меркель, Дмитрий Медведев, Николя Саркози и другие официальные лица. Челябинское событие в честь этой же даты собрало лиц неофициальных, но неслучайных. Главный авангардист нашего областного цента Лев Гутовский вместе с предпринимателем-путешественником Павлом Рабиным. Главный режиссер Челябинского ТЮЗа Владимир Оренов со своими молодыми актерами. Худрук Камерного театра Виктория Мещанинова со своим завлитом Ириной Камоцкой. Университетский профессор-филолог Марина Загидуллина с многочисленными студентами. Театровед Клара Антонова пришла без мужа, народного артиста Леонарда Варфоломеева, но зато со своей новой книгой о челябинском балете. Была большая прогерманская диаспора: от представителей Немецкого культурного центра до настоящего берлинца по имени Ян, преподающего немецкий язык в одном из челябинских вузов. А еще историки, музейщики, театралы, журналисты и телеоператоры всех челябинских каналов.

У вечера с длинным названием «Передвижение: на границе страха и мечты. Германия и Россия после падения Берлинской стены. Драматургия и документальная проза» (автор названия и самой идеи театрализованной читки на подобную тему – Нурия Фатыхова) была трехчастная форма. В части первой актрисы Нового художественного театра Наталья Шолохова, Лилия Корнилова и Татьяна Каравайцева прочли три эссе из только что изданного на русском сборника немецких писателей «Минуя границы». Его составитель Юлия Франк стремилась «собрать субъективные впечатления людей, индивидуальные переживания, связанные с Западной и Восточной Германиями, личные утопические представления и их столкновение с действительностью». Три женские истории, прочитанные с редкой сердечной вовлеченностью и точным актерским отстранением, очень объемно представили этот частный взгляд маленького человека с самых разных сторон: Восток (эссе «Пограничный контроль» Клаудии Руш), Запад («Синяя Борода unlimited» Дагмары Лойпольд) и некий третий взгляд турецкой интеллектуалки, перемещающейся между Западным и Восточным Берлином («Дорогой Бессон» Эмине Севги Эздамар). Эта часть вечера (ее режиссером был Евгений Ланцов), лишенная каких-либо внешних эффектов, оказалась чрезвычайно содержательной внутренне, зал был внимателен и тих, слушал, сочувствуя и соразмышляя.

Вторая часть – читка пьесы Владимира Сорокина «Свадебное путешествие» – показалась серьезной заявкой на будущий спектакль. Драма Сорокина, рассчитанная на скандал, шок и трепет (как почти все сочинения этого автора), при чтении кажется достаточно головным и всего лишь умело сконструированным текстом с персонажами-символами (чтобы не сказать – схемами): потомок нациста Гюнтер с неизбывным комплексом вины за преступления отцов и дочка майорши НКВД Маша без каких-либо комплексов и вообще без тормозов. Но в том, как прочитали (сыграли!) роли Маши и Гюнтера Ирина Бочкова (самая многообещающая молодая героиня академической драмы) и Петр Артемьев (главный молодой герой Камерного театра, его Раскольников и Костя Треплев), были не схемы, а заявки на серьезные, полнокровные, небанальные характеры с индивидуальной и общей драмой. Сделать историю острой, местами – горькой, местами – ироничной, Ирине и Петру помогли актеры Камерного театра Елена Евлаш и Дмитрий Крупкин и актер академической драмы Олег Барышев. Два года назад на челябинском марафоне-читке немецких пьес (он тогда проходил в клубе «Театро» «Мегаполиса») особый успех выпал на долю пьесы Игоря Бауэршимы «Norway. Today», представленной режиссером Камерного театра Олегом Хаповым и актерами Петром Артемьевым и Мариной Гез. Та читка впоследствии превратилась в очень успешный спектакль Камерного «Музыки и сигарет не хватит до весны». Режиссурой «Свадебного путешествия» тоже занимался Олег Хапов, и есть надежда, что и в этом случае продолжение следует.
Третья часть «Передвижения…» была разговорной, дискуссионной. Остались люди разных поколений, говорившие о разном. Самые молодые (студенты!) о том, как мало они знают (и порой знают неверно) о давнем и недавнем прошлом двух наших стран, как лгут (или умалчивают) учебники и сегодняшние СМИ. Поколение времен великой свободы (то есть перестройки), открытых архивов, качественно иных газет и телевидения девяностых годов с некоторым изумлением узнало от поколения нулевых про эту новую реальность. Может быть, для таких открытий и нужны подобные разговоры.

Надо отметить, что этот вечер в кинотеатре «Знамя» (его ведущим был заместитель редактора «Челябинского рабочего» Владимир Спешков) стал не только первым событием нынешних Дней Германии в Челябинске, но и первым публичным мероприятием культурного менеджера Фонда Роберта Боша и Гете-института Оливера Фриске, приехавшего в нашу область на два года и планирующего немало интересных культурных акций. Ближайшая из них – выставка немецкого плаката «От мирной революции к единству Германии», которая откроется в Челябинском областном краеведческом музее во вторник, 17 ноября.

Читайте также:

Интервью Виктории Мещаниновой на радио «Южный Урал»

"Некамерные" постановки в Камерном"

Камоцкая И.

"Камерный театр: история и современность"//специально для сайта

Назаленова Н.

"Чтобы вернуть в театр праздник" //.В.Ч. 1994, 27 января

Ефремов В

"Передвижение от Челябинска к Берлину"\\Челябинский рабочий,2009,12 ноября (Театрализованные читки в Камерном к 20-летнему юбилею падения Берлинс