В 1994 г. Елена Николаевна окончила Читинское училище культуры (экспериментальный курс при Областном драматическом театре). В 1999 г. — Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусства. Работала в Читинском областном драматическом театре (1991-1999 гг.). С 1999 г.- актриса Камерного театра.
С каждым годом все полнее раскрывается широта ее актерских возможностей. Успех спектакля «Felicita» во многом определила пластическая выразительность номеров с ее участием. Эпизод из «Саломеи» оказался наиболее ярким в спектакле «Наваждение» благодаря обнаженным, контрастным эмоциям, пульсирующим в душе ее героини. В роли Аллы («Когда спящий проснется») актриса блеснула яркой комической характерностью. Этапной в творчестве Евлаш стала Тербуш в спектакле «Распутник» — азартный игрок по жизни, интеллектуалка, что не лишает ее женского очарования.
ТЕКУЩИЙ РЕПЕРТУАР:
- Баронесса Шильтон, Дама — «Анна Каренина»
- Элизабет — «Убивая Гонзаго»
- Домовая, Снеговик – «Давай полетаем вместе»
- Дзанни — «Лекарь поневоле»
- Анна — «Сын»
- Преполовенская Софья Ефимовна, соседка Передонова — «Мелкий бес»
- Хор женщин — «Кровавая свадьба»
- Леди Мильфорд — «Коварство и любовь»
- Вера Васильевна — «Гнездо глухаря»
- Пьеретта — «Восемь любящих женщин»
- Снеговик — «Волшебные часы»
- Ангел — «Москва-Петушки»
- Соседка — «В душе хороший человек»
РОЛИ (ИСТОРИЯ):
- Елизавета Яковлевна — «Мой внук Вениамин»
- Почтальон, девушка — «Госпиталь Победы»
- Тербуш — «Распутник»
- Актриса — «Балаганчик»
- Великанша — «Тайна пропавшего перстня»
- Людмила – «Тихий шорох уходящих шагов»
- Бетси — «Сокровища пиратов, или Цирк «Бабочка»
- Элеонора — «Человек, который платит»
- Людмила – «Квадратура круга»
- Ольга Пухова – «Конкурс»
- Женщина – «Сад камней»
- Риваль, Незнакомка – «Кабала святош»
- Саломея – «Наваждение»
- Ольга – «Обломов (сон)»
- Женщина – «Бык, Осел и Звезда»
- Цу – «Журавлиные перья»
- Дженни – «Все в саду»
- Первая девушка – «Парадоксы преступления»
- Далила – «Три желания»
- Алла — «Когда спящий проснется»
- Женщина – «Felicita»
- Цветок – «Влюбленное облако»
- Белочка — «Белочка»
- Нафа – «Приключения необыкновенных друзей»
- Маша, Горничная — «Чайка»
НАГРАДЫ:
2008 — Диплом I степени «Ансамблевое пение» Межрегионального фестиваля-конкурса им. К.И. Шульженко «Поют драматические артисты» (совместно с Алиной Тягловской, Валентиной Спирёвой)
2012 — Почётная грамота Министерства культуры Челябинской области «За многолетний творческий труд»
2016 — Диплом V Областного фестиваля индивидуальных актерских работ им. В.И. Милосердова «За лучшую женскую роль» (моноспектакль «Я жду тебя, любимый…»).
Интервью Арины Будзиевской от 02.09.24. Фото: Марат Муллыев и из архива Камерного театра.
Оригинал читайте на сайте uralpress.ru
Актриса Елена Евлаш начала карьеру в «Камерном» театре Челябинска в 1999 году. Спустя 25 лет профессиональной деятельности в интервью агентству «Урал-пресс-информ» она рассказала, о чём мечтает творческая натура и чем вдохновляется.
— Елена, добрый день, расскажите, пожалуйста, когда и как появилось желание стать артисткой? Было ли то, что сбивало с пути, другие варианты карьеры.
– С детства хотела выступать на сцене. Лет с 10-11-ти. Сначала мечтала стать балериной. Мама говорила, что я танцевать научилась раньше, чем ходить. Ну а какой там балет в воинской части, в Борзинском районе Читинской области. Был кружок танцев, недолго. Как-то не держались кружки. Я даже солисткой была, правда, за мальчика танцевала, потому что стриженая была под мальчишку. А потом я вычитала, что в балет до 11-ти лет принимают. Решила, что мне уже поздно. Стала думать, куда деваться… время-то идёт, 12 лет уже, а я еще не знаю, кем быть. И как-то к театру мечтами обратилась.
Дальше мы в Читу переехали, а в Чите тоже, знаете ли, небогато и с балетными училищами, и с театральными вузами. А у меня сестра младшая – мелкая совсем, и мама – инвалид. Как папа с ними один будет, если я уеду в другие города? Я стала искать профессию попрактичнее. Отличница была, могла выбирать из всего читинского разнообразия: пединститут, мединститут и политехнический. Думаю: «Пойду в медицину». Даже в старших классах занималась в медакадемии для школьников, при мединституте. Но как только завели нас в анатомичку, все желание продолжать у меня пропало. Наотрез.
А в кружок театральный в школе все же ходила. Роль бабки-рассказчицы в «Сказке о попе и его работнике Балде» исполняла.
В общем, я поступила в педагогический на исторический факультет и проучилась там полтора года, а потом его бросила, потому что пошла в студенческий театр-студию, и история больше совсем меня не интересовала.
-Как Вы попали в челябинский «Камерный», ведь Вы учились и работали в Чите?
– В Челябинск я переехала с первым мужем. У него родители жили в Коркино, и, когда не стало его папы, мы решили перебраться поближе к маме. Приехали сюда в отпуск, никого в театрах нет, но мы смогли показаться в Камерном и НХТ. И оба театра нас были готовы взять. Выбрали Камерный.
-Чем зацепил именно этот театр, что уже 25 лет Вы остаетесь ему верны?
– Есть для меня магия в этом названии. И я люблю само здание и саму эту сцену. «Камерный» мне дал всё – в буквальном смысле. Профессионализм, дом и семью.
-Вы сыграли более чем в 30 спектаклях, какие стали знаковыми для вас, запомнились больше всего?
Первый спектакль в Камерном – «Квадратура круга». Работа у меня была неудачная: я приехала из другого города, из другого театра, с совершенно другим ощущением театра. И поначалу чувствовала, что не вписываюсь, не получается. Процесс репетиций был по-настоящему крутой – Владимир Львович потрясающе работает с артистами, и через какое-то время пришло понимание. Я переросла неудачу, произошёл перелом, я совсем другой стала. Можно сказать, что эта роль (прим. роль Людмилы) сделала из меня актрису Камерного театра. И потом этот спектакль я играла долго, как говорится, и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, во всех состояниях, эта работа на меня сильно повлияла.
«Феличита» и «Конкурс». Это были вводы, вроде как по готовому пути пройти, но мне они очень дороги.
Спектакль «Всё в саду» – тяжелая работа, и тоже как будто на сопротивлении, однако это была первая работа с Викторией Николаевной, и я многому научилась и многое постигла через эту работу.
«Обломов.офф», с режиссёром Владимиром Берзиным, – невероятный поворот в представлениях о театре… Я даже представить не могла, что можно так работать с текстом, комбинировать, привносить свое видение. Три, даже четыре актрисы работали с текстом одного и того же персонажа – Ольги Ильинской. Кроме того, Берзин очень интересно общается – выливает на тебя буквально водопад ассоциаций, смыслов, аналогий, аллюзий.
«Наваждение» – это спектакль, в который мне удалось много вложить и сил, и чувств…
«Распутник» – казалось, это совсем не про меня, а оказалось наоборот…
«Парадоксы или Всадники Апокалипсиса» – первая встреча с Янковским, и еще один поворот…
Сплошные повороты и перевороты, однако…
Самые-самые, наверно… Которые расширяют сознание, позволяют выходить за рамки, каждый раз это что-то новое, преодоление себя в первую очередь и открытия. И это очень ценно.
-В воплощении художественных образов, что вдохновляет? Искусство, кино, музыка, литература? Есть ли любимые произведения, которые помогают на сцене?
-Вы работали с разными режиссерами, в том числе с постановщиком из Санкт-Петербурга Алексеем Янковским у вас сразу пять спектаклей. Насколько это важно в профессиональном плане или, может быть, сложно? Чей профессиональный почерк из приглашенных режиссеров вам ближе всего?
– С любым режиссером работать сложно. У Янковского мне не приходится играть роль. Приходится просто быть, но это не просто. Да, пять спектаклей, но я так и не поняла, как он это делает, и в чем суть метода. Наверное, магия какая-то. Может, у кого-то по-другому, у меня каждый спектакль–подвиг.
Из приглашенных Владимир Львович Гурфинкель (поставил спектакли «Квадратура круга» и «Кабала святош») остается вне конкуренции. Янковского приглашенным я уже не считаю. У нас здесь филиал его лаборатории АСБ под покровительством Виктории Николаевны. Свой, родной, в общем.
-За 25 лет карьеры волнений перед премьерой стало меньше?
– Нет, ничуть.
-Бывает ли такое, что день с самого утра не задался, а вечером премьера комедии? Как поступаете в таком случае?
– Это тренинг. Музыка в наушники по дороге на работу. Дыхательные упражнения. И не дыхательные.
-В Вашем репертуаре самые разноплановые роли и тем не менее, что Вам ближе: комические персонажи, драматические роли или трагические?
– Трагические, конечно, но их у меня, по-моему, нет. Исторические, как Саломея, она же трагический персонаж. Противоречиво-авантюрные, как Тербуш.
-Заветная мечта: о какой роли мечтает актриса Елена Евлаш?
– Я на распутье. Переходный возраст. Хотелось бы сыграть Джульетту…
-В 2016 году Вы поставили и сыграли в спектакле «Я жду тебя, любимый…». Насколько сложно быть режиссером и актером одновременно? Помогает ли актерская профессия в режиссуре и каким образом?
– Сложно, но можно. Когда ты один сам себе все, можно. Когда ты еще и за товарищей в ответе, как это было в «Игре теней»… наверно, больше не возьмусь. Помогает, конечно. Большинство режиссеров –хорошие актеры. Иногда очень хорошие. Иногда ждешь, когда же он наиграется, проиграет все сам, чтобы убедиться в точности. Иногда очень интересно.
-Известно, что с пьесой Вы познакомились еще в девяностых, но поставили ее спустя много лет. Что сдерживало? Почему этого не сделали раньше?
– Ну там же героиня – тетенька. Это не сыграть в 25 лет и в 30 даже. Должен быть возраст. Там же роман с молодым человеком. Просто не будет понятна проблема.
-Есть ли желание продолжать режиссерские опыты?
– Опыты – это правильное слово. Я же дилетант. Тычу пальцем в небо. Это другая профессия, требующая больше, чем я могу отдать на данный момент. Да, наверно, еще поставлю пару опытов.
-Как бы охарактеризовали челябинскую театральную среду, коллег, южноуральский репертуар?
– Слушайте, ну кто я такая, чтобы ставить диагноз? Мы все тут вместе формируем культурный слой. Базис для дальнейшего развития. Где-нибудь в Питере он уже сформирован, может процветать. А мы есть и слава Богу. На днях была в Мини-театре на спектакле «Русская смерть». Ребята делают дело с верой в то, что делают, это так порадовало. Пусть нас будет больше, наш скорбный труд в век нейросетей и прочего прогресса не пропадёт, и человек останется Человеком. Как там, в «Солярисе»? Человеку нужен человек! В театре он пока есть, и вряд ли его что-то заменит…