Ирина Алексеевна занималась в театральной студии «Юность» при Дворце железнодорожников (рук. З. А. Александрова), затем – актриса самодеятельного театра «У паровоза». В этом театре встретилась в работе с режиссером В. Н. Мещаниновой и поступила к ней на курс на заочное отделение театрального факультета ЧГИК.
В 1994 году была принята в труппу Камерного театра, а с 1996 года стала ещё и помощником режиссёра.
РОЛИ (ТЕКУЩИЙ РЕПЕРТУАР):
- Консьерж – «Кто такой мсье Шмитт?»
- Мать Кити, мать Долли, Дама — «Анна Каренина»
- Домовая, Снеговик – «Давай полетаем вместе»
- Дзанни — «Лекарь поневоле»
- Грушина Марья Осиповна, соседка Передонова — «Мелкий бес»
- Елизавета Яковлевна — «Мой внук Вениамин»
- Тамара Леопольдовна Вишневецкая — «Мандат»
- Родственница Жюльетты – «Третья голова»
- Хмурь – «Лешик и Звезда»
РОЛИ (ИСТОРИЯ):
- Начмед Ирина Авдеевна — «Госпиталь Победы»
- Первый мистик – «Балаганчик»
- Горничная – «Пигмалион»
- Человек от театра – «Дорогая Памела»
- Света – «Я не могу любить, я не умею»
- Лиса – «Чудо-папа»
- Увлечение Попова – «Медведь, медведь, медведь!»
- Цветок – «Влюбленное облако»
- Женщина – «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Гостья – «Квадратура круга»
- Справедливый сапожник – «Кабала святош»
- Медея – «Наваждение»
- Крестьянка – «Волки и овцы»
- Луиза – «Все в саду»
- Санитарка – «На пасху солнце танцует»
- Мама – «Утюги»
- Софья Львовна – «Когда спящий проснется»
- Тимофеевна – «Отцы и сыновья»
- Лошадь – «Очень простая история»
- Полина Андреевна – «Чайка»
- Мать – «Школа для дураков»
- Серафима – «Марьино поле»
- Пьеретта — «Восемь любящих женщин»
НАГРАДЫ:
2015 – Благодарность Министерства культуры Челябинской области «За добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, существенный вклад в развитие культуры Челябинской области и в связи с 55-летием со дня рождения»
2020 – Грамота Управления культуры Администрации города Челябинска «За многолетнюю творческую деятельность, большой вклад в культурную жизнь города Челябинска и в связи с 60-летием со дня рождения»
Интервью от 30.12.2023.
— Расскажите о своих впечатлениях, когда Вы вышли на сцену в самый первый раз?
— Первый раз я вышла на сцену любительского молодёжного театра «Юность» во Дворце культуры железнодорожников. Был спектакль «Голый король». Я играла нежную (мне было 16-ть) охранницу в свите короля. Играла — это, конечно, громко сказано. Это было забавно, но очень ответственно! Впечатление одно – ощущение желторотого птенца, который ничего не умеет, но которому всё безумно интересно. Это любопытство (к жизни, к людям) до сих пор подогревает мою любовь к театру!
— Верите ли Вы в театральные приметы, например, что обязательно нужно посидеть на тексте пьесы, если уронили его на пол?
— Я всегда сажусь на текст пьесы, если случайно роняю. Но это, пожалуй, единственное моё театральное суеверие. Хотя по жизни я – фаталистка. Считаю, что в жизни нет ничего случайного и всё для чего-то нужно!
— Вы уже много лет служите в Камерном театре. Был ли момент в жизни, когда хотелось себя попробовать в другой профессии?
— После того, как Театр стал моей профессией, ни разу об этом не думала. Хотя до Института культуры я получила ещё и педагогическое образование (я филолог). В самом вопросе мне нравится глагол «служите»… Я, действительно, служу Театру! По крайней мере, стараюсь. И служение – это вера, а веру не меняют!
— Вы не только актриса Камерного театра, но и помощник режиссёра, ведёте много спектаклей действующего репертуара. Из-за кулис контролировать, как идёт спектакль, — это очень ответственно. Что самое сложное в этот момент?
— Самое сложное – забыть, что ты артистка! Эмоции в работе помрежа очень мешают. И наоборот, когда играю на сцене – то отключить в себе помощника режиссёра – особенно за кулисами – бывает очень сложно. Но я работаю над собой. С другой стороны, если бы как актриса не чувствовала и не понимала многие необходимые для хорошего спектакля вещи (например, чистота! чёткая, слаженная работа цехов), я и помрежем была бы другим. А ещё я со времён любительского театра исповедую истину: «Театр – Храм! Священнодействуй или убирайся вон!» Жёстко?! Да! Но это моё кредо!
— Случались ли какие-то курьёзы с Вами во время спектаклей?
— Конечно, они были, но я слишком ответственная, чтобы шутить по поводу работы. А, возможно, я их просто быстро забываю.
— Какой для Вас самый любимый спектакль в Камерном театре?
— Все спектакли, в которых я играю как актриса и веду как помощник режиссёра, – это мои дети! Просто люблю их! Хотя с разными спектаклями отношения разные, но я всё равно их люблю. Очень даль, что уже не играем «Квадратуру круга». Шикарный был спектакль! Жаль, что «Простой истории» уже тоже нет в репертуаре. Но всему свой срок. Как говорила моя героиня Лошадь: «Всему на свете есть конец!». С другой стороны, конец одного – это всегда начало чего-то другого!
— Кто самый главный зритель для Вас?
— Самый главный зритель – тот, который сегодня сидит в зрительном зале. Сегодня и всегда! Каждый раз выхожу на сцену как в первый и последний раз! А иначе тогда зачем?!
— Как Вы считаете, Вам повезло с датой рождения? Или 31 декабря Вас чаще поздравляют с Новым годом, а не с Днём рождения?
— Я родилась за 2 часа до наступления Нового года. Наверное, это самый короткий день рождения J Но мы в семье всё успеваем: и день рождения отметить, и Новый год встретить! Главное – захотеть и тогда всё получится! А если в предновогодней суете окружающие меня люди вспоминают ещё и про мой день рождения, так это вдвойне ценно. Спасибо им за это!