Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/
Михаил Яковлев
Михаил Яковлев

 

Михаил Викторович Яковлев — один из старейших актеров театра. В 2022 году отметил 65-летний юбилей на сцене театра спектаклем «Игроки». До прихода в актерскую профессию служил в армии, работал на заводе и даже санитаром в психиатрической больнице. 

Сначала занимался в театре-студии «Юность» при Дворце железнодорожников под руководством Зои Александровой. Затем, в 1989 г. окончил актерское отделение Новосибирского театрального училища. В 1996 г. – заочное отделение театрального факультета Челябинского института культуры и искусства (по специальности «режиссура»). Дипломная работа Яковлева- режиссера: спектакль «Я не могу любить, я не умею…» по пьесам Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки Виктория Мещанинова).

С 1991 г. Яковлев – актер Камерного театра.

В 2009 г. присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ».

Первая большая роль Яковлева – помещик Смирнов в спектакле «Медведь. Медведь. Медведь!» по пьесе-шутке А. П. Чехова (2000 г.) вызвала внимание и положительные отзывы критиков.  Владимир Спешков об этой работе актера отозвался так: «Михаил Яковлев играет своего «медведя, бурбона и монстра» с неожиданной лирической силой и редкой внятностью, очень просто. Играет, собственно, лишь то, что прописал в своем герое автор, не больше, Но и не меньше, что очень важно. Играет про одиночество, усталость, про тоску о теплом доме и любящем сердце…мужская роль оказалась главной. Что, может быть, соответствовало замыслу драматурга. Он ведь вынес в название прозвище своего героя – «Медведь». («Мужская роль», — Челябинский рабочий, 2000, 5 апреля ).

В настоящее время Яковлев – один из ведущих актеров театра. Особо удачной была его роль в спектакле «Обломов (сон)». Оригинальность трактовки образа Обломова Ирина Камоцкая обозначила так: «Героя Михаила Яковлева ленивым, безвольным и бездеятельным никак не назовешь. И дивана у него под рукой нет. Крепкий мужчина, умный и ироничный, которому требуется прежде всего, «мысли разрешить»… Не уже состоявшийся тотус, а человек, жаждущий цельности, осмысленности существования, задающийся основополагающими вопросами». («Моя «Камерата» — «Автограф», 2005, №4).

Яковлев не стремится к внешней трансформации, яркой характерности. Но только нечуткий зритель может обвинить его в повторяемости. Яковлев — мастер внутреннего перевоплощения, способный проникнуть в характер как простого крестьянина, так и человека из высшего общества.

Многие годы Яковлев руководит народным театром «Талисман» при реабилитационном центре Всероссийского общества слепых.
 
РОЛИ (ТЕКУЩИЙ РЕПЕРТУАР):

РОЛИ (ИСТОРИЯ):

  • Дмитрич, отец Александра — «Тихий шорох уходящих шагов»
  • Дядюшка Том — «Сокровища пиратов, или цирк «Бабочка»
  • Черный великан – «Храбрый портняжка»
  • Друг – «Археология»
  • Петрушка – «Петрушка»
  • Крот – «Считаем до пяти»
  • Убийца – «Игра»
  • Мартин – «Все мыши любят сыр»
  • Дядя Митя – «Уроки музыки»
  • Суслов – «Завтрак у предводителя»
  • Охотник – «Зайка-зазнайка»
  • Кавалер Бамбиньи – «Зеленый остров»
  • Быков – «Милостивый государь, спешу…»
  • Тамбурмажор – «Войцек»
  • Альфред Дулиттл – «Пигмалион»
  • Бродяга – «Пяток время года»
  • Джо Янки – «Дорогая Памела»
  • Дядя Ваня – «Женщины всегда смеются и танцуют»
  • Мартин – «Фокусы кота Мага»
  • Юра, Толя – «Я не могу любить, я не умею» 
  • Великий визирь – «Волшебная лампа Аладдина»
  • Отец – «Свадьба»
  • Крот – «Раз, два, три, четыре, пять…»
  • Муж – «Мещанская свадьба»
  • Помещик Смирнов – «Медведь, медведь, медведь!»
  • Емельян Черноземный – «Квадратура круга»
  • Собака – «Кошка, которая гуляла сама по себе»
  • Василий Бок – «Конкурс»
  • Бутон – «Кабала святош»
  • Полботинка – «Муфта, полботинка и Моховая борода»
  • Обломов – «Обломов (сон)»
  • Лыняев – «Волки и овцы»
  • Бык – «Бык, Осел и Звезда»
  • Джек – «Все в саду»
  • Ундзу – «Журавлиные перья»
  • Мистер Понд – «Парадоксы преступления»
  • Мефф Поттер — «Том Сойер»
  • Дядя Иван — «Утюги»
  • Семен Семенович — «Когда спящий проснется»
  • Крот «Белочка»
  • Отец, Почтальон — «Ромео и Жанетта»
  • Кирсанов Николай Петрович — «Отцы и сыновья»
  • Машу — «Человек, который платит»

Интервью от 16.02.2024

— Михаил, что привело Вас к профессии артиста?
— Судьба. Я всегда много читал, буквально взахлёб. Первый раз попал в театральную студию «Юность» при ДК Железнодорожников в 15 лет. Хотя отец отговаривал меня от театра. Говорил, что культура здесь никому не нужна. Но мне там нравилось. Я понял, что на сцене можно прожить много жизней. Потом поступил в театральное училище и завертелось. И сколько бы я ни пытался уйти от театра, всегда возвращался.

— Подскажите, как найти артисту свое амплуа?
— Научить нельзя – научиться можно. Кто хочет, тот и может. Это ведь на пальцах не объяснишь – это внутри происходит.

— Если бы у Вас была машина времени, то в какой исторический период времени Вы бы отправились?
— Где родился – там, как говорится, и сгодился. Мне нравится то время, в котором я сейчас живу. Путешествовать по временам – не хочу, лучше путешествовать по разным местам нашей страны. Ведь какая у нас удивительная природа!

— Если бы у Вас на той же машине времени была возможность встретиться с одной исторической личностью, кто бы это был?
— Очень интересно было бы встретиться с Высоцким, Есениным или Лермонтовым и просто пообщаться.

— С кем из знаменитых артистов Вы хотели бы сыграть на сцене?
— Я на сцене уже играл со знаменитым артистами. Например, с Валентиной Талызиной, Гоги Кавтарадзе. С мастерами играть одно удовольствие. Хотелось бы с Евгением Евстигнеевым. Но уже не судьба.

— Станиславский говорил, что в драме работают «через всего себя», нужна личность, то есть тот, кто обладает умом, сердцем… А это достигается через мощную эмоцию, которая забирает силы — физические и духовные». Приходилось ли когда-нибудь вам нарушать этот принцип и в каких ролях? И есть ли у вас «экспресс» способы восполнения эмоций после спектакля?
— Есть ремесло, а есть Творчество с большой буквы. К театру я именно так отношусь, а значит, каждый раз отдаю всю свою энергию и эмоции. Иногда выходишь со сцены как выжатый лимон, а иногда – сил остается столько, что мог бы сыграть и ещё один спектакль. «Игроков», например, могу играть целыми сутками. Что касается восполнения сил, то я стараюсь напитываться энергией от природы, поэтому мы вместе с супругой часто гуляем.

— Так сложилось, что «Игроки» Гоголя – это незаконченное произведение. Не закончена и опера Шостаковича на эту пьесу. Поговаривают, что судьба произведений о «болевой точке всей русской культуры», то есть игры в карты, отличительна таким исходом. Можно ли сказать, что в спектакле Сергея Федотова вы прочертили и выстроили все перипетии сюжета и нашли «твердое» место своего героя (Утешителя)? Или же литературная недосказанность берет верх, в том числе, и над вашим героем?
— Режиссёр – автор спектакля. В наших «Игроках» Сергей Федотов выстроил все линии так, как он хотел. Какие-то части из гоголевского произведения даже сократил. Поэтому получился законченный спектакль. У нас недосказанности нет. И, да, моего героя зовут – Степан Утешительный.

— Бывает ли зависть к другим актерам (речь не о Джеке Николсоне): кто-то другой прекрасно сыграл, а Вам эта роль не досталась или досталась, но в то время, когда Вы были к ней не совсем готовы? Или такие моменты переживаете философски?
— Зависть – это смертный грех. Я не завидую другим артистам, я искренне за них радуюсь! А что касается Джека Николсона. Я играл в спектакле «Полёт над гнездом кукушки» в театре-студии «Юность» Макмерфи. Это тот самый герой, которого играл Николсон в фильме Формана. Мы четыре раза сыграли, каждый раз зал забивался битком. Но однажды на спектакль пригласили человека из обкома, и он запретил играть, увидел там двойные смыслы. Я расстроился сильно, ведь спектакль был классный!

— Несомненно, Ваша работа в театре общества слепых многое дает актерам этого театра. А Вам?
— Не помню, кто сказал фразу: «Когда объясняешь другим, начинаешь лучше разбираться сам». Это сотрудничество помогает и в моей работе на сцене. А вообще актёры театра «Талисман» (прим. театр при Обществе слепых) меня спрашивают: «Как Вам работается в театре?» Я всегда отвечаю: «Я занимаюсь любимым делом, и мне за это ещё и деньги платят». Они говорят: «Повезло вам!». Ставить спектакли в Камерном театре мой учитель Виктория Николаевна Мещанинова не даёт, так я ставлю с участниками театра «Талисман».

— Получается ли смотреть спектакли других театров взглядом зрителя? Или смотрите взглядом профессионала и Вам все понятно за первые минуты?
— Я даже жену научил смотреть спектакли с профессиональной точки зрения. Потом мы с ней «разбираем» спектакль, обсуждаем режиссуру, игру актёров. Кстати, свою жену Наталью Николаевну я встретил тоже в театре-студии «Юность». В спектакле по Шукшину мы играли мужа и жену, все смеялись потом, что мы доигрались.

— Михаил Викторович, а Вы смогли повзрослеть так, как представляли это в детстве?
— Душа не имеет возраста. Ведь мы до сих пор с друзьями — одногодками называем друг друга «парни» и «девочки», а ведь мы уже бабушки и дедушки.

— Какие свои детские мечты Вы смогли воплотить в реальность?
— В 5 лет мечтал, чтобы мама была продавцом мороженого, а она работала в исследовательском институте копировщицей. В 10 лет хотел полететь в космос. Значит получается, что детские мечты я не реализовал.

— Есть ли у Вас самая заветная мечта?
— Да, мечтаю, чтобы у меня кроме актёрской работы была ещё и режиссёрская, не только в народном театре, но и в любимом Камерном!