Михаил Викторович Яковлев — один из старейших актеров театра. В 2022 году отметил 65-летний юбилей на сцене театра спектаклем «Игроки». До прихода в актерскую профессию служил в армии, работал на заводе и даже санитаром в психиатрической больнице.
Сначала занимался в театре-студии «Юность» при Дворце железнодорожников под руководством Зои Александровой. Затем, в 1989 г. окончил актерское отделение Новосибирского театрального училища. В 1996 г. – заочное отделение театрального факультета Челябинского института культуры и искусства (по специальности «режиссура»). Дипломная работа Яковлева- режиссера: спектакль «Я не могу любить, я не умею…» по пьесам Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки Виктория Мещанинова).
С 1991 г. Яковлев – актер Камерного театра.
В 2009 г. присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ».
Первая большая роль Яковлева – помещик Смирнов в спектакле «Медведь. Медведь. Медведь!» по пьесе-шутке А. П. Чехова (2000 г.) вызвала внимание и положительные отзывы критиков. Владимир Спешков об этой работе актера отозвался так: «Михаил Яковлев играет своего «медведя, бурбона и монстра» с неожиданной лирической силой и редкой внятностью, очень просто. Играет, собственно, лишь то, что прописал в своем герое автор, не больше, Но и не меньше, что очень важно. Играет про одиночество, усталость, про тоску о теплом доме и любящем сердце…мужская роль оказалась главной. Что, может быть, соответствовало замыслу драматурга. Он ведь вынес в название прозвище своего героя – «Медведь». («Мужская роль», — Челябинский рабочий, 2000, 5 апреля ).
В настоящее время Яковлев – один из ведущих актеров театра. Особо удачной была его роль в спектакле «Обломов (сон)». Оригинальность трактовки образа Обломова Ирина Камоцкая обозначила так: «Героя Михаила Яковлева ленивым, безвольным и бездеятельным никак не назовешь. И дивана у него под рукой нет. Крепкий мужчина, умный и ироничный, которому требуется прежде всего, «мысли разрешить»… Не уже состоявшийся тотус, а человек, жаждущий цельности, осмысленности существования, задающийся основополагающими вопросами». («Моя «Камерата» — «Автограф», 2005, №4).
Яковлев не стремится к внешней трансформации, яркой характерности. Но только нечуткий зритель может обвинить его в повторяемости. Яковлев — мастер внутреннего перевоплощения, способный проникнуть в характер как простого крестьянина, так и человека из высшего общества.
- Деда Лва — «Я — Метеорит»
- Палач — «Убивая Гонзаго»
- Тибо — «Лекарь поневоле»
- Хрипач Николай Власьевич, директор гимназии — «Мелкий бес»
- Широнкин Иван Иванович, жилец — «Мандат»
- Порогин — «Не уходи»
- Степан Судаков — «Гнездо глухаря»
- Пэйто — «Красавица из Линэна»
- Утешительный — «Игроки»
- Фёдор — «Пленные духи»
РОЛИ (ИСТОРИЯ):
- Дмитрич, отец Александра — «Тихий шорох уходящих шагов»
- Дядюшка Том — «Сокровища пиратов, или цирк «Бабочка»
- Черный великан – «Храбрый портняжка»
- Друг – «Археология»
- Петрушка – «Петрушка»
- Крот – «Считаем до пяти»
- Убийца – «Игра»
- Мартин – «Все мыши любят сыр»
- Дядя Митя – «Уроки музыки»
- Суслов – «Завтрак у предводителя»
- Охотник – «Зайка-зазнайка»
- Кавалер Бамбиньи – «Зеленый остров»
- Быков – «Милостивый государь, спешу…»
- Тамбурмажор – «Войцек»
- Альфред Дулиттл – «Пигмалион»
- Бродяга – «Пяток время года»
- Джо Янки – «Дорогая Памела»
- Дядя Ваня – «Женщины всегда смеются и танцуют»
- Мартин – «Фокусы кота Мага»
- Юра, Толя – «Я не могу любить, я не умею»
- Великий визирь – «Волшебная лампа Аладдина»
- Отец – «Свадьба»
- Крот – «Раз, два, три, четыре, пять…»
- Муж – «Мещанская свадьба»
- Помещик Смирнов – «Медведь, медведь, медведь!»
- Емельян Черноземный – «Квадратура круга»
- Собака – «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Василий Бок – «Конкурс»
- Бутон – «Кабала святош»
- Полботинка – «Муфта, полботинка и Моховая борода»
- Обломов – «Обломов (сон)»
- Лыняев – «Волки и овцы»
- Бык – «Бык, Осел и Звезда»
- Джек – «Все в саду»
- Ундзу – «Журавлиные перья»
- Мистер Понд – «Парадоксы преступления»
- Мефф Поттер — «Том Сойер»
- Дядя Иван — «Утюги»
- Семен Семенович — «Когда спящий проснется»
- Крот- «Белочка»
- Отец, Почтальон — «Ромео и Жанетта»
- Кирсанов Николай Петрович — «Отцы и сыновья»
- Машу — «Человек, который платит»
НАГРАДЫ:
2001 – Почётная грамота начальника главного Управления культуры и искусства Администрации Челябинской области «За плодотворную работу по пропаганде театрального искусства и творческие успехи»
2002 – Губернаторская стипендия по разряду «Выдающиеся деятели культуры и искусства»
2003 – Благодарность Администрации города Челябинска «За большой творческий вклад в театральное искусство в связи с 10-летием Театра»
2004 – Премия Законодательного собрания Челябинской области деятелям культуры и искусства Челябинской области «За добросовестный и безупречный труд, высокое профессиональное мастерство, за заслуги в развитии культуры и искусства Челябинской области»
2004 – Диплом «За лучшую мужскую роль», а также Специальный Диплом журнала «Действующие лица» за «Действенное воплощение самого бездейственного героя русской литературы» (Обломов в спектакле «Обломов — сон») на Международном фестивале «Камерата»
2007 – Почетная грамота Губернатора Челябинской области
2008 – Благодарность Губернатора Челябинской области «За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм»
2009 – Почетное звание «Заслуженный артист РФ»
2010 – Диплом «За верность фестивалю» Межрегионального фестиваля-конкурса им. К.И. Шульженко «Поют драматические артисты»
2010 – Грамота Министерства культуры участникам коллектива театра «Талисман»
2010 – Грамота Управления культуры Администрации города Челябинска «За реабилитацию и интеграцию инвалидов по зрению средствами культуры и искусства, творческий вклад в сохранение лучших традиций театрального искусства и в связи с 15-летием коллектива»
2010 – Почётная грамота Государственного учреждения культуры «Областной центр народного творчества» «За высокий профессионализм, большой вклад в развитие самодеятельного художественного творчества и в связи с Международным Днем инвалидов»
2010 – Грамота Челябинской организации «Общероссийская общественная организация инвалидов ордена трудового Красного знамени» «За сохранение лучших традиций театрального искусства, творческий вклад в работу по социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, активное участие в общественной жизни коллектива и в связи с юбилейной датой – 15-летием народного театра «Талисман»
2013 – Благодарность Главы города «За благотворительную творческую деятельность, вклад в развитие театрального искусства и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями»
2013 – Почетная грамота МЧС России «За активное участие в организации мероприятий по оказанию помощи первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в Челябинской области»
2014 – Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» (Пэйто «Красавица из Линэна») на Первом Международном фестивале МакДонаха в г. Пермь
2015 – Диплом за «Лучший ансамбль» (совместно с Анной Солдаткиной и Надеждой Зуевой) Четвертого областного фестиваля-конкурса индивидуальных актерских работ им. В.И. Милосердова (музыкально-поэтическая композиция «Наш Тёркин»)
2015 – Диплом Челябинского государственного краеведческого музея «За активное участие в Международном фестивале современного искусства «Дебаркадер-2015»
2015 – Государственная премия Челябинской области в сфере культуры и искусства в номинации «Театральное искусство»
2016 – Благодарность Депутата Государственной Думы Барышева А.В. «За личный вклад в решение вопросов по комплексной реабилитации инвалидов и в связи с 40-летием Челябинского областного Реабилитационного культурно-досугового Центра Общероссийской общественной организации инвалидов»
2017 – Почетная грамота Министерства культуры Челябинской области «За личный вклад в развитие культуры Челябинской области и в связи с 60-летним юбилеем»
2020 – Благодарственное письмо «За участие в социально-патриотической акции «Стена Памяти»
Интервью от 16.02.2024
— Михаил, что привело Вас к профессии артиста?
— Судьба. Я всегда много читал, буквально взахлёб. Первый раз попал в театральную студию «Юность» при ДК Железнодорожников в 15 лет. Хотя отец отговаривал меня от театра. Говорил, что культура здесь никому не нужна. Но мне там нравилось. Я понял, что на сцене можно прожить много жизней. Потом поступил в театральное училище и завертелось. И сколько бы я ни пытался уйти от театра, всегда возвращался.
— Подскажите, как найти артисту свое амплуа?
— Научить нельзя – научиться можно. Кто хочет, тот и может. Это ведь на пальцах не объяснишь – это внутри происходит.
— Если бы у Вас была машина времени, то в какой исторический период времени Вы бы отправились?
— Где родился – там, как говорится, и сгодился. Мне нравится то время, в котором я сейчас живу. Путешествовать по временам – не хочу, лучше путешествовать по разным местам нашей страны. Ведь какая у нас удивительная природа!
— Если бы у Вас на той же машине времени была возможность встретиться с одной исторической личностью, кто бы это был?
— Очень интересно было бы встретиться с Высоцким, Есениным или Лермонтовым и просто пообщаться.
— С кем из знаменитых артистов Вы хотели бы сыграть на сцене?
— Я на сцене уже играл со знаменитым артистами. Например, с Валентиной Талызиной, Гоги Кавтарадзе. С мастерами играть одно удовольствие. Хотелось бы с Евгением Евстигнеевым. Но уже не судьба.
— Станиславский говорил, что в драме работают «через всего себя», нужна личность, то есть тот, кто обладает умом, сердцем… А это достигается через мощную эмоцию, которая забирает силы — физические и духовные». Приходилось ли когда-нибудь вам нарушать этот принцип и в каких ролях? И есть ли у вас «экспресс» способы восполнения эмоций после спектакля?
— Есть ремесло, а есть Творчество с большой буквы. К театру я именно так отношусь, а значит, каждый раз отдаю всю свою энергию и эмоции. Иногда выходишь со сцены как выжатый лимон, а иногда – сил остается столько, что мог бы сыграть и ещё один спектакль. «Игроков», например, могу играть целыми сутками. Что касается восполнения сил, то я стараюсь напитываться энергией от природы, поэтому мы вместе с супругой часто гуляем.
— Так сложилось, что «Игроки» Гоголя – это незаконченное произведение. Не закончена и опера Шостаковича на эту пьесу. Поговаривают, что судьба произведений о «болевой точке всей русской культуры», то есть игры в карты, отличительна таким исходом. Можно ли сказать, что в спектакле Сергея Федотова вы прочертили и выстроили все перипетии сюжета и нашли «твердое» место своего героя (Утешителя)? Или же литературная недосказанность берет верх, в том числе, и над вашим героем?
— Режиссёр – автор спектакля. В наших «Игроках» Сергей Федотов выстроил все линии так, как он хотел. Какие-то части из гоголевского произведения даже сократил. Поэтому получился законченный спектакль. У нас недосказанности нет. И, да, моего героя зовут – Степан Утешительный.
— Бывает ли зависть к другим актерам (речь не о Джеке Николсоне): кто-то другой прекрасно сыграл, а Вам эта роль не досталась или досталась, но в то время, когда Вы были к ней не совсем готовы? Или такие моменты переживаете философски?
— Зависть – это смертный грех. Я не завидую другим артистам, я искренне за них радуюсь! А что касается Джека Николсона. Я играл в спектакле «Полёт над гнездом кукушки» в театре-студии «Юность» Макмерфи. Это тот самый герой, которого играл Николсон в фильме Формана. Мы четыре раза сыграли, каждый раз зал забивался битком. Но однажды на спектакль пригласили человека из обкома, и он запретил играть, увидел там двойные смыслы. Я расстроился сильно, ведь спектакль был классный!
— Несомненно, Ваша работа в театре общества слепых многое дает актерам этого театра. А Вам?
— Не помню, кто сказал фразу: «Когда объясняешь другим, начинаешь лучше разбираться сам». Это сотрудничество помогает и в моей работе на сцене. А вообще актёры театра «Талисман» (прим. театр при Обществе слепых) меня спрашивают: «Как Вам работается в театре?» Я всегда отвечаю: «Я занимаюсь любимым делом, и мне за это ещё и деньги платят». Они говорят: «Повезло вам!». Ставить спектакли в Камерном театре мой учитель Виктория Николаевна Мещанинова не даёт, так я ставлю с участниками театра «Талисман».
— Получается ли смотреть спектакли других театров взглядом зрителя? Или смотрите взглядом профессионала и Вам все понятно за первые минуты?
— Я даже жену научил смотреть спектакли с профессиональной точки зрения. Потом мы с ней «разбираем» спектакль, обсуждаем режиссуру, игру актёров. Кстати, свою жену Наталью Николаевну я встретил тоже в театре-студии «Юность». В спектакле по Шукшину мы играли мужа и жену, все смеялись потом, что мы доигрались.
— Михаил Викторович, а Вы смогли повзрослеть так, как представляли это в детстве?
— Душа не имеет возраста. Ведь мы до сих пор с друзьями — одногодками называем друг друга «парни» и «девочки», а ведь мы уже бабушки и дедушки.
— Какие свои детские мечты Вы смогли воплотить в реальность?
— В 5 лет мечтал, чтобы мама была продавцом мороженого, а она работала в исследовательском институте копировщицей. В 10 лет хотел полететь в космос. Значит получается, что детские мечты я не реализовал.
— Есть ли у Вас самая заветная мечта?
— Да, мечтаю, чтобы у меня кроме актёрской работы была ещё и режиссёрская, не только в народном театре, но и в любимом Камерном!