Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

Маршрут «Москва-Петушки»

Автор: Евгения Александрова. Фото: Евгения Александрова.

Читать оригинал на сайте uralpress.ru

К знаменитому маршруту Москва-Петушки, впервые проложенному алкоголиком-интеллектуалом Веничкой в 1969-1970-м годах прошлого столетия, смогут присоединиться и жители Челябинска — в качестве попутчиков-наблюдателей.

Премьера спектакля «Москва-Петушки», поставленного по псевдоавтобиографической поэме в прозе Венедикта Ерофеева, состоится в столице Южного Урала уже в следующую пятницу, восьмого февраля, — на сцене Камерного театра. И пропускать это событие не рекомендуется – зачем лишать себя удовольствия?!

Оценить талант питерского режиссера Алексея Янковского (он стал и художником-постановщиком этого спектакля) и мастерство артистов челябинского Камерного (в премьеры заняты Петр АртемьевЕлена ЕвлашМарина Гез, Екатерина Остапенко, Екатерина Букина) узкому кругу зрителей посчастливилось уже сегодня, первого февраля.

«Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец, насквозь и как попало — и ни разу не видел Кремля», — так начинается путешествие в Петушки сильно пьющего интеллигента Венички, в основном изъясняющегося на прекрасном литературном языке, но при надобности способного и очень даже крепкое словцо вставить.

Описывать происходившее на сцене бессмысленно. Это нужно смотреть (видео со спектакля 1). И поклонникам произведения Венедикта Ерофеева, и тем, кто его не читал, — спектакль действительно интересный, в нем много драматического и комического, отличный юмор, яркие монологи и диалоги. Тут и рассуждения о свободе, счастье, предназначении, и поиски глубинных смыслов человеческого бытия (но безо всякого занудства), и песни с танцами, и очень красивые женщины, окружающие обаятельного и харизматичного Петра Артемьева, — скучно точно не будет.

«Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости… Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается: … глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза… Девальвация, безработица, пауперизм… Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой — вот какие глаза в мире чистогана…

Зато у моего народа — какие глаза! Они постоянно навыкате, но — никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий — эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…» — слушать монологи Венички в исполнении Петра Артемьева было сущее удовольствие.

Тем временем, в челябинском Камерном предупреждают: «По дороге в театр будьте внимательны и бдительны! Остерегайтесь вокзалов, ЖД-станций, случайных и неслучайных собутыльников! И самое главное — рассекающих по улицам мегаполиса всадников Апокалипсиса».

На сайте театре приведено и несколько гениальных цитат из прозаической поэмы «Москва-Петушки: «Нельзя доверять мнению человека, который ещё не успел похмелиться»; «Надо чтить, повторяю, потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — все равно: смотри и чти, смотри и не плюй…»; «О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!»; «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах.»

Продолжительность спектакля – три часа (вместе с антрактом). Время пролетит незаметно, словно вы и правда едете в поезде.

Как отмечают в минкульте Челябинской области, знаменитому произведению Венедикта Ерофеева посвящено множество научных трудов, каждый раз литературоведы находят в его поэме все более глубокие пласты смысла. Поэма переведена на множество языков, по ней поставлены десятки спектаклей и даже установлен памятник в ее честь. К сожалению, большинство людей считает, что «Москва-Петушки» — это всего лишь забавная история про то, как мужик бухает в электричке.

Однако современники, знавшие писателя лично, уверяют, что пьянство Венедикта Ерофеева не было самоцелью. Это был сознательно выбранный им путь в жизни, заключавшийся в протесте общественным устоям.

 

«Три года назад я поставил этот спектакль в одном из университетов Финляндии, и студенты даже перевели его на финский язык. Там это произведение очень популярно. Мой приезд в Челябинск связан с тем, что я хочу поставить поэму на родном, русском языке. Мне интересно, будет ли эта тема столь же актуальна, как в той же Финляндии?», — отмечает режиссер-постановщик Алексей Янковский.

См. видео со спектакля 2.

Алексей Янковский — режиссер, педагог, актер, руководитель питерской театральной мастерской «АСБ», лауреат фестивалей «Новая драма», «Монокль» в номинации «За лучшую режиссуру». Его спектакли участвовали в разных фестивалях, в том числе несколько раз бывали на челябинской «Камерате».

С Камерным театром режиссера связывает несколько проектов. Здесь он поставил «Парадоксы преступления», «Чайку», «Отцы и сыновья».

Кстати, это уже вторая инсценировку текстов Венедикта Ерофеева на челябинской сцене. Спектакль «Беги, Веничка, беги» до сих идет в театре «Манекен».

Премьера «Москва-Петушки» будет идти в Челябинске 8, 9, 13 февраля, 2 и 16 марта.

См. видео со спектакля 3.

 

Читайте также:

Наш слон или не наш? Камерный театр поставил столетнюю трагикомедию о русской мечте, актуальной и поныне

Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией

Ирина Галаева: «Ну да, я свихнутый на театре человек. И мне это нравится»

Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном

Деревенская трагикомедия

Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.

В Челябинске впервые ставят запрещенную в советское время пьесу