Версия для слабовидящих
Купить билет Написать Телефон кассы +7 (351) 263-30-35
/

В Челябинске сыграли премьеру по Мольеру «Лекарь поневоле»

Автор: Лана Литвер. Фото: Марат Муллыев/Первое областное информационное агентство

Читать оригинал статьи на сайте 1obl.ru

25 ноября в Камерном театре состоялась премьера спектакля «Лекарь поневоле» в постановке приглашенного театрального педагога и режиссера из Москвы Елены Кузиной.
Мольеровский сюжет о человеке, который по недоразумению становится лекарем в богатом доме, разыгран в жанре яркой комедии дель арте и буквально нашпигован цитатами из социально-политической повестки нашей с вами современности.
«Что-то зрители мало смеются», — с огорчением заметила в антракте режиссер Елена Кузина.
Это правда. Зрители сначала немного заморожены: пришли с холода, полистали новости перед началом, а тут какой-то Мольер из страшно вспомнить какого века.
Напомним сюжет: один не слишком образованный человек мало того что имеет пристрастие к алкоголю (в его доме бочки с красивыми названиями Cognak и Bordeaux), он еще и бьет свою жену. Побитая, но очень боевая супруга придумывает своему абьюзеру хитромудрую месть: выдает его за великого лекаря, который может спасти от неизлечимой болезни, чтобы он попал в дом к богатому вельможе, у которого дочь трагически потеряла дар речи. Пусть выкручивается как знает. Может, его повесят, так ему и надо.
Звучит как дичь, но это на самом деле веселая история.

Те самые супруги, которые бранятся и дерутся

Елена Кузина разворачивает сюжет в жанре комедии дель арте — классика итальянского площадного театра. Образы упрощены до масок: вот Арлекино, вот Смеральдина (их две), вот Панталоне… Их задача — удержать внимание публики от начала до конца, как если бы постановка шла на городской площади, где зрители спешат за покупками и им не до представлений. Поэтому приемы для привлечения внимания должны быть беспроигрышными: если белая маска на лице — то ресницы буквально до лба,  если это драка — то огромными бамбуковыми палками в полсцены. Если это женская грудь, то выдающегося размера и блестящая притом, если это любовь — то в объятия друг другу надо прыгать с разбега.
Образы яркие, плакатные, написаны размашистыми мазками.

Это кормилица, если что

Действие нарочито театрально. Музыкально и хореографически акцентирован каждый шаг, каждый поворот сюжета, чтобы вы ничего не пропустили и все поняли. Зрителю как бы говорят: слушайте, расслабьтесь уже, не надо сейчас думать, не надо искать подтекст, смотрите, как радостно-задорно играют актеры, как они стараются для вас!

Постепенно зал принимает это послание. Отвлекаясь от далекой коллизии с подменой лекаря, всматриваемся в детали.

Вот эти слуги богатого господина (с палками, на фото вверху и внизу) —они в масках сварщиков похожи на космонавтов-омоновцев, ну и пусть на ногах клоунские гетры. Вот идет денежный расчет между персонажами: налички нет, но есть карточка. Карточка прикладывается к груди, и мы слышим характерный звук, подтверждающую списание со счета.
Вот эти врачи, которые пользуют пожилого господина, — они в узнаваемых комбинезонах медицинского персонала из ковидных отделений: белые с ног до головы, в респираторах, масках, глухих капюшонах. А на входе в дом — еще и пшикалка-антисептик для обеззараживания рук. Чтобы было еще смешнее, огромными ватными палочками медсестры берут тест (как бы из носа) и резюмируют: «Отрицательный!»

Так выглядит обожженный палец

…Коньяк называют «сосняк», зрителям табличками, как на телешоу, командуют, что делать («Хлопаем!», «Ржем!»), а на мониторе из палаты интенсивной терапии перед антрактом пускают текст про «Тетенька с шестого ряда, выключите телефон! Продам рено пятидесятилетней выдержки или отдам в добрые руки. Поднимем тост! Вино придает нам радость. А в нашем баре можно попробовать вина разных сортов и свежую ветчину».

 

На заднем плане — медики проводят дезинфекцию в доме

Еще недавно было страшно, а теперь смешно. Пришло время посмеяться над пандемией. И вообще посмеяться. 
«Вахтангов тоже ставил «Принцессу Турандот» в 1922 году, между прочим. На улице лежали трупы, а они играли праздник. Это очень театральная история. После чумы всегда случались карнавалы, как ответ на большую беду», — так объясняет выбор жанра режиссер.
Действие катится весело, как представление в цирке, недаром тут актеры и кунштюки исполняют, передавая таким образом буйство и половодье чувств, ведь все должно быть напоказ.

 

Если привыкаешь, что герои написаны одной краской и не нужно включать эмпатию и рассматривать сложный внутренний мир, становится веселей. Все читается как пародия, причем качественная и беззлобная. 

Когда псевдолекарь объясняет своему патрону, в чем причина различных болезней внутри человеческого организма, он берет в руки палку-указку и… показывает это на живой модели!

 

«Жить здорово», правда?

Пародия, сделанная средствами метамодерна (художник — Алина Алимова, Москва), в сочетании несочетаемого, чуть отдает горечью, но так оно и должно быть: во-первых, это Мольер, который всегда прячет боль, а во-вторых, это Елена Кузина, которая любит иронию.
Самое чувствительное место: арест и суд над мнимым лекарем, комичная клетка, в которую он еле влезает, моментальная смена решения судьи со словами «Правосудие — это я!», освобождение только что приговоренного к повешению из-под стражи, — при всей болезненности, отыграно подчеркнуто абсурдно, и от этого смешно.

 

«Времени в спектакле нет, потому что это история вечная. О любви, о выборе между любимым делом и стабильным доходом, о человеческих страстях, о настоящих ценностях… Мы работаем с архетипами. Так что современному зрителю должно быть все понятно. Это главное условие для любого спектакля: на сцене должна быть история про зрителя», — комментирует Елена Кузина.

 

«Это не фестивальный спектакль, зато зрительский», — заметил директор Камерного театра Илья Коломейский.

Премьерные спектакли пройдут три дня подряд: 25, 26 и 27 ноября (18+), но все билеты были распроданы еще в начале недели.

Читайте также:

В Челябинске сыграли премьеру про ад под одной крышей

Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова поставила спектакль по знаменитой советской пьесе.

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений

Камерный театр расскажет зрителям Челябинска историю женщин трех поколений.

В Челябинске сыграли премьеру по Мольеру «Лекарь поневоле»

Камерный театр поставил музыкальный фарс в стиле итальянского уличного театра

Спектакль о «Загадочной русской душе» и её «мелких бесах»

В рамках декады спектаклей выпускников Казанского театрального училища, приуроченной к 100-летию КТУ, в Казань привезли «Мелкого беса»