В Челябинске закончил работу XVI Международный театральный фестиваль-конкурс «Камерата», собравший театры из Норильска, Татарстана, Омска, Казахстана, Озерска, Петербурга, Екатеринбурга, Губахи и Перми.
«Очень хочется, чтобы наступило ощущение нормальности жизни в наше ненормальное время. Хочется, чтобы пришел зритель, чтобы состоялся открытый разговор, как всегда на «Камерате»»,— так сформулировала идею главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова, которая 30 лет назад и открывала первый фестиваль камерных театров.
В этом году фестиваль впервые учредил свой символ — статуэтку «Ангел театра» работы скульптора Андрея Старцева, которую вручали победителям в каждой из десяти номинаций.
Задуманная когда-то как фестиваль театров некрупных форм, экспериментирующих и ищущих доверительную интонацию, «Камерата» умудрилась сохранить этот смысл и при этом показать челябинской публике очень разный театр в концепции «Легенды и открытия», как и было заявлено.
Приехал Николай Коляда со своим «Коляда-Театром». Он проходил по категории «Легенды», поскольку лет 20 назад как раз привез на челябинскую «Камерату» свой новорожденный частный театр. Его «Тарас Бульба» открывал фестиваль.
«Громкий, энергетически сногсшибательный „Тарас Бульба“ — это настоящий театр большой формы, большого стиля, полный яростной энергии. Да, это типичный Коляда, и должен сказать, это одна из самых сильных работ за всю историю его яростного театра»,— так оценил спектакль программный директор «Камераты» и член жюри фестиваля Владимир Спешков.
Сокрушительный «Тарас Бульба» три часа держат зрителей в оцепенении от буйной, дурной силы, ведущей героев прямиком на погибель. Николай Коляда предупредил, что на его спектакле рыдают одинаково и красные, и белые, нисколько не преувеличив: боль утраты, безвозратность убитой жизни опустошает одинаково всех.
Коляда сказал, что мнение критиков его не интересует: только публика имеет значение. Театр все 20 лет — частный и живет только на выручку от проданных билетов (и сувениров). Публика встречала и провожала «Тараса Бульбу» овациями. Спектакль стал лучшим в номинации «Лучшее пластическое решение» (хореограф-постановщик Елена Коротаева) и «Лучшая режиссерская работа» (Николай Коляда).
Из спектакля «Бесы» (Никита Золин, Озерский Театр драмы «Наш дом»)
Классика на нынешней «Камерате» звучала дерзко и современно. Озерский театр «Наш дом» представил постановку молодого режиссера Никиты Золина «Бесы» по одноименному роману Достоевского. Действие происходит в XXI веке: вот вам телеграм-чат, вот аэропорт, вот мемасики, вот костюм Adidas. Зрители сидят на сцене, чтобы происходящее было максимально близко.
«Про что ваши „Бесы“, чем они необычны сценически?» — спрашивали мы молодого режиссера Никиту Золина, когда он только репетировал спектакль.
Чат в телеграмме из спектакля «Бесы» (Никита Золин, Озерский Театр драмы «Наш дом»)
«Современный контекст, большая сцена, много трешовых моментов. И зрители все в действии — они прямо на сцене сидят, таким коридором. „Бесы“ — не простая работа. Я для инсценировки перелопатил весь роман. Не стал брать уже готовые сценарии, а провел свой разговор, поработал с автором без посредников. Выбрал основную линию Ставрогина и Верховенского. Про экстремистов, границы добра и зла. А дальше — все от зрителя зависит. Никаких прямых ответов»,— ответил Никита Золин.
Получилась вечная история о манипуляторах, носителях бесовских идей и их обреченных жертвах, о безумии, исход которого предрешен. Ошеломляющая история с железным привкусом крови на губах.
«Родерик» Алексея Вотякова (Магнитогорский театр драмы)
Спектакль Магнитогорского театра драмы имени Пушкина «Родерик» (по Мартину Макдона) Алексея Вотякова вызвал смешанные чувства. Были зрители, которые, не в силах вынести натуральный мордобой, уходили из зала.
Члены жюри осторожно назвали постановку любопытной, заметили, что над ней хорошо бы еще поработать, а театральная публика разошлась во мнениях: насколько приемлемо разбивать бутылку о голову актера, крушить об спину стул так, что он разлетается в куски, а также душить партнера, лежащего на полу. Даже если дело происходит в условной ирландской деревушке, как обычно у Макдона.
«Родерик» Алексея Вотякова (Магнитогорский театр драмы)
Этот спектакль отмечен в номинации «Лучшее музыкальное оформление» — там потрясающе играет живая рок-группа в самом классическом стиле рок.
С аншлагом сыграл два спектакля пермский театр «У Моста»: «Калека с Инишмана» и «Вий», причем, второй сыграли дважды, последний раз — в полночь в Камерном театре. И не было ни одного свободного места, даже на откидных стульчиках. Театр Сергея Федотова — тоже старинный друг фестиваля «Камерата», примерно того же возраста. На спектакли «У Моста» в Челябинске билеты всегда уходят влет.
«Вий», режиссер Сергей Федотов, театр «У Моста», Пермь
Классический гоголевский текст сохранен, история рассказана страстно, ужас соблазнения и непобедимой женской власти нагнетается так эффектно, что когда Панночка начинает раскачиваться в гробу, как на качелях (главное фото), то полное ощущение, что гроб в свете прожектора сейчас оторвется и просвистит над головами. Актеров после спектакля можно было выжимать, некоторых зрителей тоже.
«КУБ», спектакль Камерного драматического театра, г Губаха, Пермский край
Отдельным событием фестиваля «Камерата» стала постановка из небольшого городка Губаха Пермского края под названием «КУБ». Во-первых, спектакль основан на воспоминаниях местных жителей, когда-то работавших в шахтах, ныне заброшенных. Во-вторых, его играли на необычном площадке: в Доме культуры имени Кирова в Копейске. В-третьих, в 2022 году он был номинирован на «Золотую маску».
«Мы немного беспокоились: все же огромный зал в Копейске, мест на 500, колонны, лепнина, высоченные потолки, и зритель большей частью молодой: школьники, а не шахтеры. Но с каким вниманием, с каким трепетом они смотрели! Я видела, как зал буквально превращается в ухо. Случился контакт на очень высоком уровне. Уверена, что если бы играли „Куб“ четыре раза, каждый раз был бы полный зал, сработало бы сарафанное радио, как всегда, с классными постановками»,— отметила председатель жюри фестиваля, театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Екатерина Морозова.
Спектакль «КУБ» был удостоен специального приза жюри «За талант и смелость в осмыслении исторической памяти современным театральным языком».
«Счастливую Шарлотту» Казанского ТЮЗа сыграли в баре Baccara, в главной роли Елена Калаганова
На «Камерате» сыграли два моноспектакля, и оба были удостоены статуэток за лучшие актерские работы: и «Счастливая Шарлотта» в постановке Радиона Букаева, и необыкновенный «Дервиш» Буинского драматического театра из Татарстана, сыгранный на русском и на татарском языках.
«Одно из из открытий фестиваля — спектакль „Дервиш“! Немецкие, французские спектакли на „Камерате“ были, а театр на татарском языке представлен впервые! Вообще должен заметить, что Татарстан — территория с огромной театральной культурой, там театров в несколько раз больше, чем в Челябинской области. „Дервиш“ привез театр из малого татарского города Буинска с харизматичным лидером Раилем Садриевым, с хорошей режиссурой Тимура Кулова. И это был особенный моноспектакль»,— подчеркнул член жюри фестиваля, член экспертного совета «Золотой маски» Владимир Спешков.
«Дервиш», в главной роли Раиль Садриев (Буинский государственный театр драмы, Татарстан)
Гран при фестиваля «Камерата-2023» вручили авторам спектакля «Смит и Вессон», удивительной постановке Омского театра драмы, на которую даже не продавали билеты. Дело в том, что этот спектакль играется в закрытой капсуле, куда вмещаются только четыре актера и 35 зрителей.
«Смит и Вессон», Омский академический театр драмы, режиссер Георгий Цхвирава
Омский академический театр драмы критики называют лучшим драматическим театром России за пределами Садового кольца.
Главное, что отмечали гости, участники фестиваля и критики, — челябинский зритель: думающий, ищущий, открытый театру.
«У вас прекрасный зритель. Такой зритель, которому всегда мало и хочется большего. Я видела и театралов почтенного возраста, и молодую публику, выбирающую отдельные события. В Челябинске умный и взыскательный зритель, готовый воспринимать разную эстетику, разный театральный язык»,— резюмировала председатель жюри фестиваля Екатерина Морозова.
С коллегой солидарен и Владимир Спешков: «Челябинская публика всегда ждет фестиваль, потому что это возможность получить новые театральные впечатления. Не потому что в Челябинске плохие театры, совсем нет. Просто потому что они другие, и это нормально. Театр может и должен быть разным».
Актер Камерного театра Никита Савиных с праздничным фестивальным тортом на церемонии закрытия
Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова свои впечатления сформулировала так: «Театр — это зеркало. Иногда полезно смотреть в зеркало и отвечать себе на вопрос, кто ты такой. Это очень трудная работа для людей. Наша ошибка в том, что мы не отрефлексировали целую эпоху. Такой груз трагедий потащили за собой, что… оно сейчас все и взорвалось. Театр растерян. Но он должен тревожить, потому что он решает проблемы сегодняшнего дня и сегодняшнего человека. Театр никого и ничего не переделает, но он тревожит там, где есть душа. Зритель может даже не понять, что его вдруг взволновало и беспокоит, но разумный человек отрефлексирует беспокойство»,— подытожила Виктория Мещанинова.
Автор: Лана Литвер. Фото: Марат Муллыев.
Читать оригинал на сайте 1obl.ru
Челябинский Камерный театр открыл сезон запрещенной советской комедией
Интервью с актрисой к юбилею службы в Камерном
Режиссёр из Санкт-Петербурга Михаил Каргапольцев поставил в Челябинске острохарактерную пьесу о богатстве и бедности.